Значение педагогического артистизма в формировании профессиональной культуры педагога»
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Значение педагогического артистизма в формировании профессиональной культуры педагога»


 

Педагог  –  личность,  обладающая  суммой  знаний,  опытом,  способностью  обучать  воспитывать  и  развивать.  Это  личность,  наделенная  любовью  к  детям,  с  высокой  нравственной  и  культурной  позицией,  способная  не  просто  дать  информацию  детям,  но  суметь  открыть  ребенку  увлекательный  мир  знаний,  обогатить  его  пока  маленький  жизненный  опыт  и  наполнить  духовным  содержанием. 
В    современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом. Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию. При изучении педагогического творчества и активизации роли педагога в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма - важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.


Основная часть

  1. Формирование артистизма – основа профессионального педагогического мастерства.

На  современном  этапе  развития  педагогики  ученые  все  чаще  стали  уделять  внимание  педагогическому  мастерству,  особо  акцентируя  при  этом  педагогический  артистизм. 

Педагогический  артистизм,  являясь  необходимым  профессиональным  качеством  воспитателя  детского  сада,  будет  воплощаться  в  его  деятельности  эффективнее,  если  осуществиться: 

  1. развитие  творческого  потенциала  воспитателей  детского  сада; 
  2. сотворчество  воспитателя  и  воспитанника; 
  3. развитие  коммуникативных  умений  воспитанника  посредством  педагогического  артистизма.

Профессиональная  подготовка  современного  специалиста  включает  в  себя  фундаментальные  общеобразовательные,  психолого-педагогические  и  специальные  знания,  изучение  современных  педагогических  технологий,  формирование  установки  на  инновации  и  творчество.  В  связи  с  этим  важнейшей  стороной  профессионального  становления  педагога  (воспитателя)  является  постижение  педагогического  мастерства.

Педагогическое  мастерство,  по  утверждению  С.Д.  Якушевой,  —  это  искусство  обучения  и  воспитания,  доступное  каждому  преподавателю,  но  требующее  постоянного  совершенствования.  Это  профессиональное  умение  направлять  все  виды  учебно-воспитательной  работы  на  всестороннее  развитие  учащегося,  включая  его  мировоззрение  и  способности.

Сущность  педагогического  мастерства  заключается  в  качествах  личности  самого  педагога,  который,  осуществляя  эту  работу,  обеспечивает  ее  успешность.  Педагогическое  мастерство  проявляется  в  деятельности,  доминантой  которой  является  артистизм.

Педагог учится всю жизнь, «навечно вызванный к доске» — так говорят о нем в народе. С.Д. Якушева считает, что постоянно повышать профессиональный уровень - первостепенная задача преподавателя. Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и способности к педагогической деятельности.  Способности к педагогической деятельности, по словам С.Д. Якушевой это - педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний и т.д. Одним из проявлений педагогического профессионального мастерства является артистизм педагога.

В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим каждому педагогу. Разработкой данной проблемы занимались ученые Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Г.А. Гарипова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, Е. Пассов, В.А. Разумный, С.Д. Якушева и другие. Вопросы, связанные с формированием артистизма и развитием творческих способностей личности, нашли свое отражение в работах ведущих педагогов А.С. Макаренко Ю.П. Азарова, И.А. Зязюна, В.А. Кан- Калика, Н.Д. Никандрова.

Использование достижений театральной педагогики в учебно- воспитательной работе, по утверждению Г.А. Гариповой, признано в педагогической теории перспективным. Она понимает под артистизмом целостную систему личностных качеств, способствующую свободному самовыражению личности. Г.А. Гарипова представляет его в виде совокупности комплекса взаимосвязанных структурных компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического, художественно- логического .

В Словаре иностранных слов и выражений понятие «артистизм» (фр. artistisme) трактуется как художественная одаренность или высокое и тонкое мастерство исполнения чего-либо, виртуозность.

Артистизм представляет собой проявление духовно богатого внутреннего мира личности. Он формируется в процессе духовно- практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании.

  1. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности.

Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том и на другом этапе важную роль играют театрально-выразительные способности педагога. Педагог выступает как: – автор сценария; – режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе), – актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла), – импровизатор (учитывая новые реально возникающие педагогические ситуации). Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора в театре востребована редко и скорее мешает общему замыслу. В педагогической профессии она необходима. Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, образовательной, игровой деятельности).

Влияние  взрослого  на  ребенка  протекает  чаще  всего  путем  бесед,  игр,  занятий,  развлечений  и  т.п.  Успеху  в  этом  процессе  в  значительной  степени  способствует  эмоциональная  выразительность,  артистизм,  общительность  педагога.  Как  отмечал  известный  отечественный  врач  и  педагог  Е.А.  Аркин,  если  воспитательница  входит  в  круг  детей  с  грустью  на  челе  и  с  меланхолией  в  движениях  –  это  плохое  физическое  воспитание,  хотя  бы  зарядка  и  физкультурные  упражнения  добросовестно  выполнялись;  не  надо  требовать  от  воспитателя  шумного  веселья,  раскатистого  смеха,  но  успех  всей  этой  работы  связан  с  радостным  восприятием  жизни  во  всех  ее  многообразных  проявлениях  и  твердой  спокойной  уверенностью  в  своих  силах.

О  важной  роли  юмора  в  работе  педагога  акцентирует  С.Д.  Якушева.  Она  утверждает,  что  для  педагога  юмор  –  одно  из  важных  профессиональных  качеств  и  средство  актерского  мастерства.  Владение  юмором  –  это,  прежде  всего,  умение  импровизировать.  Под  импровизацией  понимается  совпадение  во  времени  процесса  творчества  и  демонстрации  его  результатов  и  говорит  о  том,  что  одним  из  способов  психологической  разрядки  в  межличностном  общении  является  использование  юмора,  который  преобразует  отрицательные  эмоции  в  источник  смеха.

Деятельность  воспитателя  можно  сравнить  с  деятельностью  актера.  Именно  артистизм  сильно  воздействует  на  личность  ребенка.  Воспитателю  надлежит  самому  овладеть  и  активно  применять  на  практике  приемы  педагогического  артистизма.  Ибо  основным  организатор  деятельности  в  детском  саду  является  он  сам.  От  него  в  значительной  степени  зависит  развитие  личности  и  познавательных  процессов  детей,  их  здоровье,  подготовленность  к  школе.

Основные характеристики педагогического артистизма: общительность, иррациональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.

  1. Пути развития педагогического артистизма.

Овладение основами педагогического артистизма, вероятно, правильнее всего было бы начинать с учения о сверхзадаче, сверхзадаче будущего педагога по отношению к самому себе, а значит — и к профессии, к детям. Сверхзадача курса основ педагогического мастерства по овладению основами педагогического артистизма — развитие эмоционально-образной сферы будущих педагогов, их творческих, адаптивных способностей овладение системой управления своим психофизическим аппаратом.

При обучении основам педагогического артистизма особое значение имеет поэтапный подход:

 1. На первом этапе надо усвоить основные особенности педагогического артистизма, элементов театральной педагогики как компонентов педагогической техники и педагогического мастерства. Необходимы условия для формирования установок на художественно-педагогическое творчество, мотивов деятельности, закладка ее теоретической основы.

2. На втором этапе осваиваются различные виды упражнений на материале разнообразного воссоздания педагогической реальности, в том числе из области театральной педагогики, адаптированных к педагогической деятельности и призванных помочь в развитии образного мышления, интуитивного предвосхищения, творческих подходов к делу; происходит обучение методике применения полученных знаний и умений в работе; развиваются коммуникативные и артистические качества, необходимые педагогу. Условное воспроизведение реалий педагогического процесса дает возможность на практике попробовать себя в ситуациях педагогической действительности, прочувствовать себя в роли субъектов, от имени которых они выступают.

3. На третьем этапе обучения деятельность носит преимущественно творческий характер. Получая задания, весь процесс их решения надо планировать самостоятельно, импровизируя и проявляя те элементы артистизма, которые наиболее приемлемы в ситуации. Процесс знакомства с основами педагогического артистизма проходит наиболее эффективно при использовании метода творческого моделирования. Также можно использовать такие методы обучения, методы стимулирования и мотивации учения, как деловые, ролевые, эвристические игры, актерский тренинг и разнообразные упражнения на педагогическом материале, решение проблемных театрально-педагогических ситуаций, защита артистических приемов («оправдание» уместности использования того или иного артистического приема в ситуации педагогического взаимодействия), использование элементов драматизации; метод исторических параллелей; анализ жизненных ситуаций; элементы лекции, раскрывающие зависимость между творческими достижениями педагога и использованием им в своей деятельности компонентов театрального мастерства, выделяющие творческую сущность педагогической работы, закономерность обращения к театральной педагогике при анализе педагогической действительности; семинарские занятия, посвященные анализу механизмов достижения творческого самочувствия, развития фантазии, интуиции, эмпатии, наблюдательности и т.д.

Например, для развития эмпатии можно использовать задачи, в которых нужно выделить это явление в различных формах его конкретного проявления: например, написать сочинение, в котором описать какое-либо свое переживание в детстве. Анализируя эти воспоминания, следует отметить особенности детских переживаний. Старайтесь чаще решать проблемные ситуации, в которых путь к педагогически правильному решению лежит через проявление эмпатии.

Данные методы работы содействуют не только формированию необходимых педагогических умений и навыков, но и влияют на развитие профессиональных и моральных качеств педагогов. Видя результаты своей работы, познавая себя, анализируя ошибки, можно использовать эту информацию как основу создания программы профессионального самовоспитания.

  1. Педагогический артистизм в рамках профессионального стандарта.

А почему воспитатель должен быть артистом? А потому что ему постоянно приходиться перевоплощаться в разных героев, ежесекундно играть какую-то роль. И от того какой он воспитатель артист, зависит очень многое. Если он артист превосходный, то и дети на его спектакле скучать не будут. И не останутся лишь зрителями, а сами активно включаться в театральное действие, с удовольствием подыграют артисту- педагогу. И всегда в сад - театр будут стремиться!

Артист, в широком смысле этого слова, это мастер дела, виртуоз, искусник. Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высокий уровень совершенства в работе воспитателя, когда занятия поднимаются на желанную духовную высоту.

Константин Сергеевич Станиславский выделал три периода в работе над содержанием занятия воспитателя и ролью актёра:

1 период: репетиционный – у актёра, предшествующий занятию у воспитателя. Этот период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях создаётся образ: героя – у актёра, занятия – у педагога;

2 период: технический – когда, разумно, расчётливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому закону. Актёр закрепляет, «обкатывает» роль, воспитатель репетирует занятие, уточняет его замысел, фиксирует его ход, составляет план;

3 период: воплощение творческого замысла – работа актёра на спектакле, воспитателя в аудитории.

В структуре педагогического артистизма выделяются две стороны:

1 сторона – внутренний артистизм – культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние и эмоциональность, игра воображения, самообладание в условиях публичности;

2 сторона - внешний артистизм: игровая подача, «техника игры», передача своего отношения к материалу, владение умением само презентоваться.

Педагогический  артистизм  –  это  деятельность,  поднятая  до  уровня  искусства,  тот  высший  уровень  совершенства  в  работе  педагога,  когда  деятельность  поднимается  на  желанную  духовную  высоту .  Только  педагог-творец,  ратующий  за  кардинальные  преобразования  в  образовании,  овладевает  мастерством,  достигая  высот  в  своей  педагогической деятельности.


Заключение

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. " Используя свою фантазию и творчество, мы дарим детям сказки и веселые игры. Работая воспитателем, мы перевоплощаемся каждый день – в зайчика, лисичку, снегурочку и снеговика, всего не перечесть.

Педагог  –  личность,  обладающая  суммой  знаний,  опытом,  способностью  обучать  воспитывать  и  развивать.  Это  личность,  наделенная  любовью  к  детям,  с  высокой  нравственной  и  культурной  позицией,  способная  не  просто  дать  информацию  детям,  но  суметь  открыть  ребенку  увлекательный  мир  знаний,  обогатить  его  пока  маленький  жизненный  опыт  и  наполнить  духовным  содержанием. 


Список источников

  1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия». 2001. - 240 с.
  2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.
  3. http://lib.znate.ru/docs/index-35900.html
  4. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/09/24/rol-artistizma-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti

Приложения

  1. Упражнения на регуляцию психических состояний педагога.

Мысленное кино. Создайте мысленный образ самого себя — делающего то или обладающего тем, что вам на самом деле хочется. Вы можете вообразить себя уверенным, артистичным педагогом, работающим с вдохновением, изобретательностью и выдумкой. В этом мысленном представлении важны три момента: не упускайте подробности, подключая все ваши ощущения; представьте себя наслаждающимся желанным ходом событий; вообразите сцену происходящего в определенный день и час. Побуждая вас сосредоточиваться на цели (сверхзадаче), мысленный образ повышает мотивацию и внутреннюю энергию, создает дополнительные стимулы, будит внутренние силы.

Луч. Сконцентрируйте возможности своей фантазии и представьте что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, красивого и естественного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

  1. Сценарий для развития  своих артистических данных.

Мама: Здравствуй, сынок! Что у тебя случилось? Почему ты такой грустный?

Сестра: Привет! Я сегодня по литературе пятёрку получила! Скоро и домашние задания делать буду. А ты что такой мрачный? Расскажи нам! Я помогу тебе чем -нибудь!

Серёжа: Мне, сестрёнка, уже не поможешь! Почему я такой? Ничего не понимаю!

Младший брат: Ты мой самый любимый брат! Что у тебя стряслось?

Серёжа: Я опять двойку получил!

Мама: Ну, что мне с тобой делать? У тебя уже столько плохих оценок, а тебе всё равно.

Рассказчик: Тишина. Мама в ужасе. Сестра глядит на брата и улыбается. Тот печально и молча глядит в пол:

Серёжа: Прости мамочка. Я не хотел.

Рассказчик: Мама в ужасе смотрит на сына. Она очень взволнованна.

Человек с хлопушкой: Оптимистическая трагедия. Сцена первая. Дубль второй.

Мама: Здравствуй, сынок! Что у тебя случилось? Почему ты такой грустный?

Сестра: Привет! Я сегодня по литературе пятёрку получила! Скоро и домашние задания делать буду. А ты что такой мрачный? Расскажи нам! Я помогу тебе чем - нибудь!

Серёжа: Мне, сестрёнка, уже не поможешь! Почему я такой? Ничего не понимаю!

Младший брат: Ты мой самый любимый брат! Что у тебя стряслось?

Серёжа: Я опять двойку получил!

Мама: Ну, что мне с тобой делать? У тебя уже столько плохих оценок, а тебе всё равно.

Рассказчик: Тишина. Мама в восторге. Сестра глядит на брата и улыбается. Тот радостно и молча глядит в пол:

Серёжа: Прости мамочка. Я не хотел.

Рассказчик: Мама радостно смотрит на сына. Она очень счастлива.

  1. Тест «Есть ли у вас артистические наклонности?»
  1. Есть ли разница между словами "стон" и "нюанс"?
  2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?
  3. Вы любите рисовать?
  4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?
  5. Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Моне, Хосе Рибера, Фальконе?
  6. У вас очень плохой почерк?
  7. Безразлично ли вам мнение окружающих по поводу вашего гардероба?
  8. Любите посещать музеи?
  9. Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?
  10. Любите чертить геометрические фигуры?
  11. Считаете ли вы лучшим подарком авторские работы художника?
  12. Вы склонны долго бродить по улицам?
  13. Любите одиночество?
  14. Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?
  15. Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?
  16. Надолго запоминаете красивые пейзажи?
  17. Вам кажутся очень красивыми морские камни?
  18. Любите новые встречи и знакомства?
  19. Нравится вам читать стихи вслух?
  20. Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты?
  21. Часто ли меняете прическу?
  22. Переставляете мебель у себя дома?
  23. Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?
  24. Пишете стихи?

Вы можете засчитать себе одно очко за каждый ответ "да" на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и за ответ "нет" на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.

  1. Опросник для оценки степени артистичности педагога.

Как часто вы испытываете творческое самочувствие (состояние душевного подъема, вдохновения, полной мобилизации сил)?

Много ли вам надо времени, чтобы "собраться" перед ответственным мероприятием (открытым уроком, педсоветом, родительским собранием)?

Часто ли вы испытываете чувство смущения, неловкости, выступая перед большой аудиторией?

Нравится ли вам быть в центре внимания?

Легко ли вам удается привести людей к своей точке зрения?

Любите ли вы рисовать, танцевать, играете ли на музыкальном инструменте?

Когда вы слушаете музыку, представляете ли ее цвет, какие-то образы?

Часто ли вы делитесь своими чувствами с окружающими?

Можете ли вы представить себя актером?

Часто ли вы видите себя со стороны?

Говорили ли вам, что от вас можно зарядиться энергией?

Способны ли вы скрыть свое плохое настроение?

Ответ «да» или «нет».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие психолого- педагогической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию, как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально - нравственные отношени...

Консультация на педагогическом совете Тема: «Формирование профессиональных компетенций педагога ДОО, их влияние на взаимоотношение с детьми»

Мы с Вами на наших занятиях, создаем детям проблемную ситуацию даем имвозможность решить ее самим, а если они затрудняются, то подсказываем пути еерешения....

консультация для воспитателей ДОУ «Значение педагогического артистизма воспитателя для успешной работы с дошкольниками»

Данный материал поможет молодым специалистам научиться успешно решать сложные педагогические задачи в совместной деятельности с дошкольниками...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение педагогического артистизма воспитателя для успешной работы с дошкольниками»

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Значение педагогического артистизма воспитателядля успешной работы с дошкольниками»...

Педагогический пробег: "Профессиональная культура педагога ДОУ: как избежать конфликтов с участниками образовательного процесса"

В предложенном материале рассматриваются: профессионально значимые качества педагога, взаимодействие с родителями (законными представителями), взаимодействие в коллективе....