Психолого-педагогическая компетентность и профессиональная культура педагога
презентация на тему

Дронова Елена Давидовна

презентация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kultura_pedagoga.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая компетентность и профессиональная культура педагога Ст.воспитатель ГБОУ Школа 2120 ДОП-5 Дронова Е.Д.

Слайд 2

Необходимость формирования профессионально-психологической культуры учителя детерминирована следующими факторами: С одной стороны, новой парадигмой образования , приоритетной ролью которого становится формирование человека культуры, развитие духовности личности и общества. В контексте культурологического подхода профессиональное педагогическое образование переориентируется с предметно-методической подготовки на общекультурное развитие и формирование профессиональной культуры педагога, что предполагает необходимость становления личности педагога как субъекта профессиональной культуры, как профессионала , способного к посредничеству в культуре, к личностной ориентации в современном мире, к взаимопониманию, диалогу с другими культурами.

Слайд 3

С другой стороны, усложнение функций образования переопределяет смысл и специфику педагогической деятельности. Профессиональная позиция учителя-предметника, методиста, диагноста с позиций современных целей и задач образования оказывается недостаточной. Учитель осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса, «инициирует» поиск ребенком способа видения и понимания мира, себя и другого человека. Культурной функцией педагогической деятельности выступает «человековедческая», «человекотворческая» функция. Педагог работает с целостной личностью ребенка, создает условия, «приглашающие» его к культурному самоосуществлению, стимулирующие его духовно-нравственные интенции и формы поведения, помогает ему найти индивидуальные средства работы над собой, изменения и развития себя. Культуросозидающая деятельность педагога становится возможной на основе его профессионально-психологической культуры.

Слайд 4

Психологическая культура учителя - многомерное, целостно-синкретическое явление, содержащее такие компоненты как: психологическая культура личности, культура профессионального поведения, профессионально-психологическая компетентность

Слайд 5

Функции профессионально-психологической культуры учителя познавательно-гносеологическая, конструктивная, экологическая, регулятивная, коммуникативная, посредническая, интегративная.

Слайд 6

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития .

Слайд 7

Виды культурно-психологических поведенческих проявлений 1. Самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей , в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка , реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой.

Слайд 8

2. Конструктивность общения с окружающими, ближними и дальними людьми, помогающая продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов.

Слайд 9

«Вы спешите на встречу. Вас обрызгивает проезжающая мимо машина» Как вы поведете себя в данном случае? ( Запишите свои реакции (вербальные и невербальные) и первые фразы, которые вы бы произнесли).

Слайд 10

3. Хорошая саморегуляция своих эмоций , действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении.

Слайд 11

Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы» Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег. Вы поругались с любимым человеком. Вы опоздали на электричку. Вы сегодня не ели, и обед не предвидится. Вы сломали ногу. У вас обокрали квартиру. У вас очень грубый начальник и он часто «достает» вас.

Слайд 12

4. Педагогическое творчество как охотное освоение инноваций, создание новых способов выполнения привычной деятельности.

Слайд 13

Тест-опросник Г. Дэвиса Я думаю, что я аккуратен(тна). Мне интересно было знать, что делается в других классах школы. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, друзьями, а не один (одна). Я люблю быть лучше всех в чем-либо. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников. Я иногда поступаю по-детски. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить. Я предпочитаю работать с другими и не могу рабо­тать один (одна). Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоя­щему хорошо. Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь ме­нять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки. Я часто скучаю. Я рано или поздно достигну известности. Я люблю смотреть на красивые вещи. Я предпочитаю знакомые игры (книги, фильмы) новым. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Слайд 14

Ключ к тесту-опроснику Г.Дэвиса Креативность — в случае ответов ( + ) по вопросам: 2 , 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 (—) по вопро­сам: 1, 3, 5, 11, 13, 14,15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность. Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15 , то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего.

Слайд 15

Смысл ответов (по опроснику Г.Дэвиса) отношение к беспорядку; интерес к окружающему; готовность к риску, к неожиданному; желание выделиться; альтруизм или эгоизм; недовольство собой (самооценка); наличие любознательности; общительность; самостоятельность; инициатива, сила воли; индивидуализм или коллективизм (интроверт или экстраверт); самооценка; независимость (или зависимость) от других; боязнь ошибки; наличие (или отсутствие увлечений); жизненная установка; чувство красоты; стремление к новизне; рефлексия, способность к анализу; азартность или осмотрительность; исследовательская активность.

Слайд 16

Основные компоненты психологической культуры учителя приемы и способы организации активной, творческой педагогической деятельности, постижения возрастно-психических явлений, законов освоения действиями ( см. профессиональный стандарт педагога ); научно-теоретические, практические и обыденные психологические знания ( см. профессиональный стандарт педагога ).

Слайд 17

Психолого-педагогические требования к квалификации учителя (приложение 2 к Проекту ПСП) Настоящее Приложение относится к требованиям, которые установлены в пунктах 4.3–4.5 профессионального стандарта педагога. Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:

Слайд 18

Основные психологические понятия и компетенции, необходимые учителю при осуществлении педагогической деятельности (по ПСП) Гражданская и социальная идентичность. Уважение прав и свобод личности. Система ценностей личности. Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде. Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий. Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности. Формирование детско-взрослых сообществ. Становление картины мира.

Слайд 19

Основные компоненты психологической культуры учителя Социально обусловленные культурные нормы и ценности ( толерантность, эмпатия, справедливость, этика, эстетика и пр .);

Слайд 20

САМООЦЕНКА ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова) Методика позволяет оценивать уровень эмоционального сопереживания другим людям, умение понимать и предугадывать состояние окружающих. Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Отвечая «да», обведите букву Д справа от вопроса, отвечая «нет», обведите букву Н . Обработка результатов: Подсчитайте количество обведенных букв в правом столбике (под цифрой 1). Это ваш итоговый балл. Теперь можно обратиться к интерпретации.

Слайд 21

Интерпретация результатов методики «САМООЦЕНКА ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ» (Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова) 0 – 11 баллов – низкий уровень эмпатии . Вы довольно суровый и жесткий человек. С большим скепсисом относитесь ко всяким переживаниям, телячьим нежностям и крокодиловым слезам. Стараетесь держать в узде свои эмоции и не приветствуете бурное выражение чувств другими. На работе предпочитаете формальные виды общения. Вы можете быть отличным мастером межличностных отношений (а именно к таким профессиям относится педагогика), вам будет сложно завоевать доверие собеседника. Большинство людей немного или намного чувствительнее вас, и им вы можете казаться холодными и бесчувственными. Если вы хотите повысить степень вашего влияния на других, стоит задуматься о том, что человеческие чувства и слабости – прекрасная основа для поиска общего языка между людьми. 12 – 22 балла – средний уровень эмпатии . Вы умеете и смеяться, и плакать, умеете разделить чувства с окружающими. Люди считают вас в меру эмоциональным человеком, понимающим чужие проблемы. Вместе с тем вы чувствуете, что стоит, а что не стоит ваших переживаний и никогда не позволите себе сходить с ума из-за ерунды. Ваша эмоциональная теплота и уравновешенность – прекрасная база для успешной работы с людьми. 23 – 33 балла – высокий уровень эмпатии . Иногда вам кажется, что вы видите «невидимые миру слезы». Чужие радости и горести для вас – то же самое, что свои собственные. Ваша чувствительность и ранимость, позволяя вам понимать других людей без слез, может сослужить и плохую службу. Эмоционально откликаясь на все чужие проблемы, вы идете по пути «профессионального выгорания», приобретаете различные соматические заболевания и невротические проблемы. При постоянной работе с людьми вам нужно приобрести адекватные формы защиты от эмоциональных стрессов, выработать навыки саморегуляции, отработать способы конструктивного переживания наиболее часто встречающихся проблем. Хотя в целом ваша «тонкокожесть» делает вас очень приятным собеседником, люди любят вас и доверяют вам .

Слайд 22

Основные компоненты психологической культуры учителя Культура общения , речи, поведения, чувств, мышления.

Слайд 23

Этапы формирования психологической культуры педагога ( по Н.И. Лифинцевой ) Этап личностной идентификации, разностороннего развития интенций и культуросозидающих сил личности; актуализация рефлексивных способностей, самопознание себя как личности. Этап овладения средствами и способами саморегуляции , самоорганизации, самоограничения, самообразования; формирование и реализация ценностного отношения к другому человеку, овладение навыками и культурой общения. Этап профессионального самоопределения , формирования образа своей профессии, образа профессионально-психологической культуры, становление «Я профессионального». Этап практической деятельности , освоение конкретных технологий и профессиональных форм поведения, обеспечивающих функционирование профессионально-психологической культуры.

Слайд 24

Основные направления формирования психологической культуры педагога (по акад. И.В. Дубровиной) Во-первых, формирование психологической грамотности как некоторого минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения. Необходимо активно вовлекать педагогов в знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развивать социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству.

Слайд 25

Во-вторых, формирование психологической компетентности , обеспечивающей эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя (рефлексия) и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремиться к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, толерантности, правильно воспринимать и передавать информацию.

Слайд 26

В итоге формируется зрелая психологическая культура , как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает эффективное, безопасное, гуманное взаимодействие с людьми, способность противостоять внешнему давлению, способность подавлять отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержку, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов.

Слайд 27

В результате становления психологической культуры у педагога сформируются следующие личностные качества установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность, интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение .

Слайд 28

Психогигиена и психопрофилактика включают в себя мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний. Цель психогигиены и психопрофилактики - повышение устойчивости и сопротивляемости психического здоровья вредным факторам, а также устранение первоначальных отклонений психики, нервных, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Слайд 29

Признаки хорошего психического здоровья умение контролировать свои эмоции и поведение; способность справляться с проблемами; создавать и сохранять полноценные межличностные отношения; эффективно восстанавливаться после пережитого стресса ; общее чувство удовлетворенности жизнью; способность и желание веселиться; наличие значимого и любимого дела в жизни; гибкость психики, позволяющая человеку легко учиться и адаптироваться к изменениям; способность поддерживать равновесие между трудом и отдыхом; уверенность в себе и высокая самооценка.

Слайд 30

Правила психогигиены и психопрофилактики Делайте что-то полезное для других . Работа в волонтерских организациях, благотворительность, и просто помощь родителям или соседям помогает сделать жизнь более осмысленной, отвлечься от собственных проблем, а также повысить самооценку. Учитесь самодисциплине . Если вы постоянно даете себе обещания и не выполняете их, это может привести к подавленности, чувству беспомощности, снижению самооценки и другим психологическим проблемам. Для начала ставьте перед собой небольшие и несложные задачи и добейтесь того, чтобы вы выполняли их неукоснительно. Затем переходите ко все более сложным задачам.

Слайд 31

Правила психогигиены и психопрофилактики Постоянно учитесь . Изучая что-то новое, вы становитесь более интересным человеком для себя и окружающих, улучшаете отношение к себе, открываете для себя все новые возможности - все это крайне важно для полноценной и счастливой жизни. Наслаждайтесь красотой. Обращайтесь к природе и искусству, чтобы регулярно напоминать себе, насколько прекрасна жизнь. Это помогает снять стресс и привести мысли в порядок.

Слайд 32

Правила психогигиены и психопрофилактики Делайте работу, которая вам нравится . Любимая работа - одно из важнейших условий счастливой жизни. Благодарите от души - родителей, коллегу, мудрого начальника, понимающую подругу, любящего мужа, детей, домашних животных за все хорошее, что они вам дают. Искренняя благодарность согревает сердце не только тех, кого благодарят, но и того, кто благодарит; она помогает больше ценить жизнь и не унывать из-за мелочей. Позаботьтесь о качестве круга общения . Поддерживайте отношения со старыми друзьями и заводите новые знакомства с людьми, которые разделяют ваши интересы. Не бойтесь прекращать отношения с теми, кто стал вам неинтересен, с кем вам просто некомфортно, но дорожите теми, кто вам по-настоящему близок. Избегайте монотонности . Человеку необходимы новые впечатления, чтобы чувствовать себя счастливым. Регулярно пробуйте что-нибудь новое, путешествуйте, и даже радикально меняйте свою жизнь - если чувствуете, что это стало действительно необходимо.

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие психолого- педагогической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию, как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально - нравственные отношени...

Психолого-педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности

Психолого-педагогические  технологии, используемые в профессиональной деятельности педагога-психолога Костыревой В.В...

Статья "Роль ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации"

В данной статье дается научное описание ученых ИКТ-компетентности педагогов ДОО"...

Презентация «Информационно – коммуникационная компетентность и профессиональная культура педагога в логике ФГОС»

Презентация раскрывает понятия "педагогической культуры педагога (воспитателя) и  профессиональной культураы педагога". Показаны структурные компоненты профессионально-педагогической ку...

Статья «Информационно – коммуникационная компетентность и профессиональная культура педагога в логике ФГОС»

В данной статье раскрывается понятие информационно- коммуникационной компетентности и профессиональной культуры педагога в логике ФГОС.Перечисляются составляющие профессиональной компетенции педагога....

Консультация для педагогов ДОУ «ИКТ – компетентность – требование профессионального стандарта педагога»

Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, формирует умение приобретать знания самостоятельно.ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступнос...