Статья «Информационно – коммуникационная компетентность и профессиональная культура педагога в логике ФГОС»
статья

Мареева Елена Викторовна

В данной статье раскрывается понятие информационно- коммуникационной компетентности и профессиональной культуры педагога в логике ФГОС.Перечисляются составляющие профессиональной компетенции педагога.Раскрывается понятие о цифровой грамотности. Доказываются преимущества использования ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

                        «Информационно – коммуникационная компетентность и профессиональная культура педагога в логике ФГОС»

.

          Процессы обновления российского общества повлекли за собой прнципиальные изменения  в сфере образования. От того, является ли образование приоритетной сферой развития общества или нет ,зависит социально-культурное и социально – экономическое развитие страны. Решение данной проблемы зависит  от государственной образовательной политики  в современной России, которая в настоящее время направлена на модернизацию образования с учетом общих тенденций развития образования в развитых странах Мира.
           Принципиальные изменения в сфере образования требуют повышения качества  образования, что в свою очередь влечет повышение качества профессиональной подготовки педагогов. Современное содержание понятия «профессиональная компетентность» специалиста в сфере образования далеко выходит за рамки понимания педагога как человека, передающего свои знания и воспитывающего ученика, студента или дошкольника. Образовательное учреждение приобретает глубокий социальный смысл и становиться частью социума, непрерывно воспринимающим его пульсацию и при этом сохраняющим определенную стабильность и преемственность  как устойчивый социальный институт. В связи с этим повышается значимость высокой квалификации и мастерства педагога, который осмысленно воспринимает и критически оценивает происходящие процессы. В неопределенности социально – экономической ситуации, множественности  смыслов категорий, определяющих сущностные характеристики педагогического профессионального образования, перед педагогом как никогда остро встает проблема осознанного выбора стратегии деятельности, который невозможен без предварительной рефлексии. В современных условиях педагог должен перейти от работы с отдельными количественными характеристиками и проявлениями человека к осознанному взаимодействию с его качеством, с реализацией целостной человеческой сущности. Великий философ, писатель и педагог Л.Н.Толстой утверждал, что образование  будет  плодотворным ,если прежде всего, передавать детям « первые и главные  знания» о том, в чем « назначение и почему истинны благо каждого человека и всех других людей», а не быть « собранием» произвольно выбранных ,ненужных ,несвоевременно передаваемых и даже вредных знаний. Профессия педагога сопряжена с необходимостью развития категориального мышления, то есть умения использовать философские категории в качестве инструмента рефлексии по поводу педагогической практической  деятельности.
       Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевиденья, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить без информационно коммуникативных технологий. В современном мире информация проникает во все сферы жизнедеятельности человека, пронизывает во все социальные  структуры, включая и систему образования.
      Правительством России были подписаны и реализуются следующие документы;

  1.   Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  2. Приказ Минтруда России от18.10.2013 №544н « Об утверждении профессионального     стандарта « Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования( воспитатель, учитель)»
  3. .Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения- одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечались международными  экспертами во  « Всемирно докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. Данное направление развития образования, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным « довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса ,значительно повышающей его качество» ( Из доклада « Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года»).

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями.

Сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении. Развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные и целесообразные взаимоотношения со всеми участниками  воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

                      Все это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования: что же включает в себя информационно – коммуникативная компетенция  педагога и его профессиональная культура в логике ФГОС.

Я полностью поддерживаю мысль, высказанную А.Э.Гергерт:    «Сегодняшние дошколята это первое поколение, для которых виртуальная реальность – естественная среда обитания. Сегодняшний первоклассник, поступив в ВУЗ, будет жить в Интернете вещей, а в возрасте 30-35 лет – в эпоху нейронета  и оцифровки сознания человека».

Профессиональная культура педагога в логике  ФГОС.

В современном образовательном процессе на первый план выдвигается вопрос ,обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью  интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной  осваивать духовные ценности , формировать  специфическую  избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов. В течении всего дошкольного детства одним из основных « авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель.

Постоянное  общение с ребенком – важнейшая функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста ребенка. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет  организовать жизнь детей в условиях дошкольного учреждения, зависит, будут ли дети спокойными, доброжелательными, общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.

Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно– воспитательной деятельности является профессиональная педагогическая культура педагога, воспитателя. Главное назначение профессиональной педагогической культуры педагога – способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту продуктивности процесса. Профессиональная культура педагога – это важнейшая часть общей культуры педагога , заключающаяся  в системе его личных и профессиональных качеств, а также  специфике его профессиональной деятельности. Для того, чтобы определить сущность понятия « профессиональная культура педагога», целесообразно рассмотреть такие понятия, как « профессиональная культура» и « педагогическая культура».

Профессиональная культура – это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач. Педагогическая культура педагога (воспитателя) – это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися воспитанниками, родителями и коллегами. Вне такой культуры, педагогическая практика оказывается парализованной  и малоэффективной.

Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога- профессионала, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования. Таким образом, содержание профессионально- педагогической культуры раскрывается как система индивидуально- профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций.

И.Ф.Исаев выделяет следующие структурные компоненты профессионально- педагогической культуры:

*ценностный,

*когнитивный,

*личностно-творческий,

*инновационно – технологический.

Ценностный компонент- основные педагогические ценности воспитателя являются:

  • человеческие: ребенок, как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, его творческого потенциала;
  • духовные: совокупный педагогический опыт человечества. Отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления. Направленный на формирование личности ребенка;
  • практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых, в различные виды деятельности;
  • личностные: педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры. Педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно- гуманного взаимодействия.

Когнитивный компонент. Основой профессиональной деятельности педагога (воспитателя), является знание возрастных и индивидуальных психолого- педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, педагог планирует свою работу, организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и другую деятельность. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм и приемов работы с детьми.

Личностно- творческий компонент отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств как инициатива, самостоятельность, ответственность, независимость суждений. Педагогическая культура является сферой творческого  приложения и реализации педагогической способности личности. Педагогическое творчество характеризуется  внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, методов и приемов обучения и воспитания без какой- либо ломки педагогического процесса. Педагогическое творчество заключает в себе элементы новизны ,но чаще всего эта новизна связана с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов работы, их модернизации.

Инновационно-технологический компонент  связан с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых элементов. Педагог должен уметь ориентироваться в многообразном потоке информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий, уметь работать с информацией с помощью этих средств.

Составляющие профессиональной компетентности педагога.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, каждый педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность. Сложнее определить какие главные и какие второстепенные качества педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества. Изменения , происходящие в современной системе образования , выдвигают необходимость повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Прежде нужно разобраться, что есть «компетенции» и «компетентность». Сами понятия «компетенция», «компетентность» широко использовались и ранее. Его толкование приводилось  в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» (М.1952) приводится определение - надежный, способный, знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». В словаре С.И.Ожегова, понятие «компетентный»  определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области». В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается- обладание  человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к  педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Составляющие профессиональной компетентности.

интеллектуально-педагогическая компетентность

умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания , способность педагога к инновационной деятельности

коммуникативная компетентность

значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность

объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная компетентность

умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

И.Ф.Исаев предлагает оценивать профессионально- педагогическую культуру педагога по следующим критериям:

https://cf.ppt-online.org/files/slide/i/ITFsWxob54JkQMuOdCnh8KYpD1ZlqjmB0Lc2tG/slide-14.jpg

Следовательно. На сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций и прикладывать все усилия, чтобы отвечать всем критериям.

    Информационно-коммуникативная компетенция педагога в логике ФГОС.

Информационная культура педагога это разновидность информационной культуры специалиста. Это часть информационной культуры личности, обусловлена сферой профессионально - педагогической деятельности. Она представляет собой совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога, который  транслирует ее в образовательный процесс. Определяет качество информационных продуктов и направлена на формирование информационной культуры обучающихся. Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией( поиск, отбор, создание, использовать ее для получения, обработки и передачи средствами информационных технологий).

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, сегодня в России происходит трансформация дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС нацелен на личностно -ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет основные принципы, требования подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников. Указанный стандарт имеет большое как теоретическое, так и практическое значение для специалистов в сфере образования и их профессиональной карьеры. Федеральный образовательный стандарт выдвигает требования и к информационно – коммуникативной компетенции педагога.

Требования к информационно - коммуникативной компетентности педагога в логике ФГОС.

 

Профессиональный стандарт п3. 1. 1.

Необходимые умения педагога владеть ИКТ:

  1. общепользовательская  ИКТ;
  2. общепедагогическая  ИКТ;
  3. .предметно-педагогическая ИКТ (отражающая профессиональную ИКТ в соответствующей области человеческой деятельности).

Педагог должен уметь  понимать и использовать информацию, представленную во множестве разнообразных форматах и широкого круга источниках с помощью компьютера. Педагог должен иметь представление о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ:

*овладеть методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

*использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

*формирование положительных мотиваций к использованию ИКТ.

Цифровая грамотность.

      Чтобы соответствовать всем требованиям ФГОС педагог должен владеть цифровой грамотностью. Понятие «цифровая грамотность» принято связывать с именем Пола Гилстера, американского писателя и журналиста, в прошлом профессора университета. Его книга «Цифровая грамотность» посвящена проблеме цифровой грамотности. Автор пишет, что цифровая грамотность – это способность использовать возможности, которые открывает современное общество со всеми технологиями, что это умение общаться с людьми  в новом социальном формате и быть этичными и внимательными. Цифровая грамотность акцентирует социокоммуникативные аспекты в деятельности человека. В этом случае критерии цифровой грамотности Пол Гилстер обозначает так:

В чем же сущность медиаграмотности и информационной грамотности.

Медиаграмотность: использовать СМИ для межкультурного диалога иобучения ,самостоятельно создавать медиапродукты, критически оценивать медиа- контент, владеть информационно-коммуникативными технологиями, понимать роль и  функции СМИ

.Информационная грамотность: выражать свои информационные потребности, находить и оценивать качество информации, применять информацию для создания и обмена ,знаниямихранить и извлекать информацию.

 

Каковы же критерии достижения цифровой грамотности.

  • Навыки поиска нужной информации и инструментов работы с нею,умение быстро освоить эти инструменты(информационная грамотность)
  • Навыки обмена с другими пользователями(коммуникативная компетентность)
  • Навыки  производства информации в ее разнообразных формах(креативная компетентность)

Структура информационно – коммуникативной компетенции.

Можно дать определение  информационно-коммуникативной компетенции.  М.А. Чошанов определяет ее так «Компетентность = мобильные знания + гибкость метода +критичность мышления».

Готовность личности специалиста к освоению, продуктивному использованию и творческому развитию знания  раскрывается  в двух взаимосвязанных компетентностях - информационной и коммуникативной. Поэтому правильно будет объединить эти понятия  в одно, информационно-коммуникативную компетенцию. Информационно-коммуникативная компетенция – это компонент социокультурной компетентности. Г.У. Солдатова, доктор психологических наук, один из ведущих специалистов России по проблемам психологии Интернета, определяет цифровую грамотность как индивидуальные технологические навыки и интеллектуальные навыки для жизни в цифровом обществе и выделяет четыре цифровые компетентности.

Структура информационно- коммуникативной компетентности.

компоненты

сущность

Информационный

Способность осуществлять различные операции с информацией, моделировать и проектировать объекты и процессы

Коммуникативный

Построение общения в виде диалога, а также умение работать в команде.

Личностный

Умение самостоятельно принимать решения, развитие исследовательских и творческих способностей, чувство ответственности, самодисциплины способности к методической работе и самодисциплине.

Аксиологический(духовно- нравственный)

Способность регулировать свое поведение в рамках значимых общественных ценностей(социальное партнерство, толерантность); оперирование различными понятиями и цифрами.

Технологический

Способность применения технических знаний и навыков пользования современными средствами информационной и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности.

 «Информационно-коммуникативная компетентность - это интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного за счет актуализации приобретенного социокультурного опыта сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств в условиях ценноосмысленного существования в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески производить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства»(А.А.Мелихова).

В своей работе педагог использует много  технических средств. Но оснащенность техническими средствами все еще недостаточна. Слабую материально- техническую оснащенность учреждений можно считать серьезной проблемой в дошкольных учреждениях. Мы в своей группе, при помощи родителей приобрели экран, видеопроектор. Интерактивная доска у нас на две группы и музыкального руководителя, ноутбуком пользуются три группы и три узких специалиста, сканер и принтер только дома. Но даже при таком оснащении видны преимущества использования ИКТ.

Преимущества использования ИКТ.

https://moluch.ru/conf/blmcbn/10861/10861.003.png

https://moluch.ru/conf/blmcbn/10861/10861.003.png

При всем многообразии положительных сторон использования ИКТ в работе, я считаю, что необходимо помнить об отрицательных сторонах. «Обезличенность» компьютера, которая, с одной стороны, позволяет  ребенку преодолевать психологический барьер в общении, повышать самооценку, с другой стороны, может увести  от « живого» общения, так как не дает опыта реальной коммуникации, диалога. Поэтому, я думаю, что ни одна, даже самая передовая и продвинутая программа не заменит личного общения с педагогом.

Влияние уровня информационно-коммуникативностивной  
            компетентности       педагога на его профессиональный рост.

Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к  познанию нового, заинтересованность в самообразовании. Я глубоко убеждена, что современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

« Профессиональная компетентность - интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию». Алексеева Л.П., Шаблыкина Н.С.

Профессиональная успешность создает реальные предпосылки для самореализации педагога и развитию творческих способностей, воздействует на личность, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных , социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе «человек- человек». Успешность педагогической деятельности  во многом зависит тот умения и способности педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своими эмоциями и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность и креативность.

Что же характеризует креативный уровень профессионально-педагогической культуры.

*Креативный уровень характеризуется высокой степенью самореализации педагога в профессиональной деятельности.

*В решении педагогических задач педагог немалую роль отводит импровизации и интуиции.

*Педагог заинтересован в различных способах повышения квалификации, часто является создателем различных форм совершенствования педагогического мастерства.

Педагог обладающий высоким уровнем информационно-коммуникативной компетенцией, высоким уровнем профессионально- педагогической культуры успешен в своей профессиональной деятельности.

«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных обучающихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни». (  Билл Гейтс)

                                                  Автор: Мареева Е.В. воспитатель ГБДОУ №2 г Пушкин.

                                  Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012г №273-ФЗ(Глава 1. Статья 2;16;20)

2.Приказ Министерства образования и науки РФ 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования».

3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. и др. « Информационно-    
   коммуникационные технологии
 в дошкольном образовании.»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва;2011

4 Шмелева, О. В. ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС ,Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 80-85

5.А.А.Мелихова.«Понятие информационно-коммуникативной компетентности в контексте гуманитаризации процесса подготовки современного специалиста». ВТГУ 2012. ¹ 9 vestnik.utmn.ruupload/iblock/533/Мелихова.pdf

6. Е.Д. Патаракин. -  Москва : Современные технологии в образовании и культуре, 2009. - 176 с.

7. Белая К.Ю. «Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОУ». Справочник старшего воспитателя 2012№8.

8. А. П. Желобов, К. В. Роман « Возможен ли антропологический принцип в цифровом образовании»

9. А. Э. Гергерт «Цифровое образование в С-Петербурге».

10. С. В. Гайсина  «Цифровизация образования как ресурс развития личности».

11. http://www.edu.ru- федеральный портал «Российское образование»; http://window.edu.ru- единое окно доступа к образовательным ресурсам; Nsportal.ru — образовательная социальная сеть; Маам.ру — образовательный портал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации"

В данной статье дается научное описание ученых ИКТ-компетентности педагогов ДОО"...

Презентация «Информационно – коммуникационная компетентность и профессиональная культура педагога в логике ФГОС»

Презентация раскрывает понятия "педагогической культуры педагога (воспитателя) и  профессиональной культураы педагога". Показаны структурные компоненты профессионально-педагогической ку...

Консультация для педагогов ДОУ «ИКТ – компетентность – требование профессионального стандарта педагога»

Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, формирует умение приобретать знания самостоятельно.ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступнос...

Обучение "Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога ДОО"

Обучение "Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога ДОО"...