Участие психолого- педагогической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога
статья по теме

Гаврилуца Ирина Романовна

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию, как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально - нравственные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_iii_vserossiyskiy_seminar.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Участие психолого – методической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога.

        В настоящее время происходят качественные перемены во всех сферах жизни нашего общества, идет поиск путей его обновления. Этот процесс захватил сферу образования и воспитания. Современному обществу необходимы люди с высоким уровнем развития таких сущностных свойств, как творческая активность и самоактивность в познании. В системе образования наметились новые черты: гуманитаризация, дифференциация, вариативность, специализация. Новая профессионально - пространственная среда должна формировать готовность к творческому труду, обогащать профессионально-нравственную культуру человека.

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально-нравственные отношения. Однако существующий арсенал воспитательных технологий ориентирует педагога на приобретение жестко нормативных опор. Иногда из-за отсутствия необходимого психолого-педагогического управления педагогу трудно гибко присваивать и объективизировать нравственные ценности. У него не формируется глубокое нравственное сознание, рефлексивная способность, тонкое социальное мышление. А именно эти внутриличностные предпосылки делают возможным перевод концептуальной модели нравственной культуры в план саморазвития и самовоспитания педагога. Необходим целостный теоретико-методический и психологический подход к формированию высоких уровней профессионально-нравственной культуры педагога.

Для достижения высоких уровней формирования профессионально-нравственной культуры педагога необходимы: объективные (социальные, политические, экономические, социально-психологические), субъективные  (мотивация, направленность, цель), субъективно-объективные условия  (конфликтность, совместимость, организация педагогического процесса, стиль деятельности).

     Актуальность темы исходит из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой особо подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к  сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально – экономическое процветание. Любая из выше обозначенных составляющих предполагает наличие у человека, как общей культуры, так и профессионально - нравственной. Сегодня формируются стандарты нового поколения.  Профессионально - пространственная среда учреждений включает совокупность социально - культурной, досуговой сред, коллективного и индивидуального творчества, профессионального сообщества. Работа в педагогическом коллективе рассматривается как особая деятельность, в ходе которой педагог - воспитатель реализует себя и представляемую им профессионально-нравственную и личностную культуру через каждую из сред коллективного и индивидуального пространства.  Цель

психологической и методической службы в данном учреждении: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Благодаря такой формулировке целью психолого – методической службы  является возможность создать такую пространственную среду, которая позволит переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в процессе систематической работы администрации, психолога, методиста, самих педагогов, а также продуманная программа могут дать положительные результаты. Но это требует огромных усилий всех участников педагогического процесса. Важно побудить потребность в самосовершенствовании. Она чаще всего проявляется в процессе педагогических тренингов, которые несут в себе огромный потенциал для творческого развития педагога – воспитателя.

        Аутогенная тренировка и психолого – методические  тренинги – самые интенсивные способы самосовершенствования. Они позволяют педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими и теоретическими знаниями, умениями и навыками в стенах дошкольного учреждения. С этой целью нами была разработана целая программа теоретической и практической подготовки воспитателя в самом ДОУ, проведены следующие психолого – педагогические аутотренинги: «Уверенность в себе», «Мой скрытый потенциал», «Умение понимать и принимать друг друга», «Психологическая коррекция общения», «Обучение методам саморегуляции». С помощью теоретической и практической подготовки педагогов в процессе ауто -, психолого – педагогических тренингов, деловых игр, практикумов – семинаров, семинаров – брифингов, мозговых штурмов, устных журналов, консультаций, круглых столов, факультативные занятия по интересам, презентация материалов, тестирование, анкетирование, экспресс – опросы по следующим темам: «Пути повышения профессионально – психологической культуры воспитателя и формирование  педагогической рефлексии», «Духовность как поиск преобразования мира и себя», «Методика наблюдения педагогического процесса в группах», «Экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в трудовом коллективе» (приложение), «Карта педагогического мастерства», «Наблюдение воспитательно – образовательного процесса в группах», «Изменение комфортности в деятельности педагога, удовлетворение его духовных запросов и достижение успеха», «Диагностическая программа мастерства и творчества воспитателей и специалистов» (приложение), «Стиль взаимодействия педагогов с детьми» (приложение) «Тренинг эффективного общения», «Тренинг личностного роста», «Тренинг креативности», «Развития способностей», «Упражнения на активацию способностей», «Упражнения - энергизаторы», «Консультация, как избежать профессионального выгорания» (приложение). Все это является, по нашему мнению, гарантом реализации идей гуманизации педагогического процесса.

            Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно.

Ценностные ориентации личности, поэтому, не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями. Для того чтобы педагоги приняли личностные ценности всего коллектива и каждого в отдельности, методическая и психологическая служба учреждения работает с коллективом и с каждым педагогом  в этом направлении. В процессе моделирования данной среды значительная роль отводится деятельности психологической службы, которая основывается на изучении особенностей психического развития личности, выделении среди педагогов, нуждающихся в психологической коррекции и осуществление коррекционной работы с ними. Объектами среды психологического здоровья является: психолого-методическая служба педагогического коллектива, система социальной защиты и поддержки педагогов. Эта закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к педагогу как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам педагог воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что  педагоги, относятся к каждому человеку и воспитаннику как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

 Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Процесс общего, социально – нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда педагог выступает субъектом этого процесса.

     Формирование гуманистического отношения в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально – этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность педагога принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.

     Среда коллективного и индивидуального творчества является пространством разновозрастного общения как «по горизонтали»: между педагогами разной возрастной категории, так «по вертикали» - между  педагогами  и их воспитанниками. Объектами этой среды являются: выставки творчества воспитанников, конкурсы, смотры самодеятельности художественного творчества, как детей, так и педагогов. Влияние среды коллективного и индивидуального творчества позволяет стабилизировать процесс реализации, педагогом индивидуальной образовательной траектории, обеспечивая  вариативность его социально-профессиональной мобильности.    

     Среда профессионального сообщества, предполагает систему профессиональных и личностных отношений преподавателей с психологической и методической службой, а также администрацией, построенных на принципах взаимоуважения, толерантности, творчества, профессионально-нравственной устремленности. В основу моделирования среды профессионального сообщества заложены принципы профессионально-нравственного отношения и личностно - ориентированного взаимодействия: уважение личности, эмпатийное понимание педагогом своих воспитанников, открытость, доверительность, диалогичность общения,  достойный выход из конфликтной ситуации, понимание воспитанника, изменения стиля речевого поведения и общения с коллегами по работе и детьми.

Профессионально-нравственная культура педагога связана с подходом к образовательному процессу как к сотворческому поиску преподавателем и психолого – методической службы  решений общечеловеческих воспитательных проблем. Результатом такого процесса является сотворение новых смыслов жизнедеятельности, призванных способствовать развитию каждого преподавателя как субъекта педагогической культуры, что, в свою очередь, предполагает сформированность профессионально-нравственной позиции педагога по отношению к другим педагогам, к ребенку, к миру, к самому себе.    

Одной из ведущих функций  психолого-методической службы является выбор и реализация индивидуальной профессионально-нравственной траектории и создания в коллективе особого микроклимата взаимопомощи, сотворчества между субъектами этого процесса. Гуманистический подход по созданию в коллективе атмосферы поддержки и защиты педагогов имеет ярко выраженную профессионально-нравственную направленность, педагогического имиджа, стиля профессионального общения и деятельности навыков социальной адаптации. Такой подход актуализирует значение профессионально-нравственной позиции преподавателей педагогического коллектива.

В условиях обновляющихся в стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.               Профессионально-нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы.             О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений, соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.     В этом смысле нравственность личности органически связана с ее  моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения  моральных принципов.    Совесть    и    раскаяние   личности   в    своих аморальных    поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. Все   это   показывает,    что   профессионально - нравственное     развитие     личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству. Рассматривая содержание профессионально-нравственной культуры педагога ясно, что оно должно быть, направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и к самому себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что профессионально-нравственная культура представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования положительных моральных отношений в системе организуемой разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.          

Осознание педагогами своего профессионально-нравственного облика, своего места в обществе, в коллективе характеризует  нравственное отношение к себе, к своему поведению. Эталоном профессионально-нравственной оценки самого себя как личности являются профессиональные принципы и нормы, существующие в обществе. Профессионально-нравственная оценка себя как личности построения на постоянной критической оценке своего поведения. Формирование профессионально-нравственного отношения личности к себе, к своему поведению происходит наиболее успешно, если человек предъявляет к себе высокие требования, ориентируясь при этом на нравственный идеал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием

Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР....

Психолого-педагогическая служба в помощь воспитателю: Методический материал по ПДД

Материал представляет собой подборку литературных произведений для ознакомления детей с правилами дорожного движения....

Семинар "Психолого-педагогическая служба в ДО"

Семинар для педагогов-психологов детских садов...

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка».  В рамках работы студии...