Семинар "Психолого-педагогическая служба в ДО"
методическая разработка на тему

Завгоруль Галина Валентиновна

Семинар для педагогов-психологов детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miniatyura.docx9.36 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар педагогов-психологов детских садов

Теоретическая часть

Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ

ППС – целостная. Системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка (М.Р. Битянова)

ППС – особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса (Э.М. Александровская)

Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, - научного, прикладного, практического и организованного (И.В. Дубровина)

Главной целью психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка ребёнка на всех этапах детства.

Основные задачи психологической службы образования:

•         Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста

•        Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.

•        Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата. Которые определяются прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками

•        Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателя, учителям

Основные направления ППС

Просвещение – приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.

Профилактика - специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства

Консультирование - оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения

Диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания и обучения, профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.

 Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.

Что такое “технология”?

Какие составные части входят в понятие “технология”?

- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.

- Технология-это некая совокупность приемов работы педагога

- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.

- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.

В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:

технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, т.е.

- игротерапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра: игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие  игры, сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения; коллективные, дидактические игры; игры с правилами; народные игры, как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития;

- арттерапия– это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.Задачи: дать социално приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; получить материал для интерпритации и диагностических заключений; проработать мысли и чувства, которые обычно подавляются;

Развить чувство внутреннего контроля; сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психолоогических защит; развить творческие способности и повысить самооценку.

- сказкотерапия - одним из наиболее приемлемых психотерапевтичеких методик в работе с детьми дошкольного возраста для меня является сказкотерапия. Использование сказок эффективно при работе с дошкольниками ввиду возрастных особенностей развития ребенка, определяющих восприятие и понимание сказки детьми, и особенностей самой сказки как литературного произведения.

- куклотерапия - метод комплексного воздействия, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка;

- музыкатерапия - контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы

- куклотерапия - куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.

- песочная терапия - Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Практическая часть

Приглашение посетить Галерею Искусств – где каждый зал олицетворяет какой-либо вид деятельности психолого-педагогического сопровождения детей, используя технологии социально-педагогического благополучия. Участникам предлагается фрагменты видов деятельности психолога, воспитателя, логопеда, инструктора по физкультуре.

1.Зал Экспрессионистов – где происходит выражение эмоционального состояния с помощью красок.

 АРТ.  (участники - дети 6 лет)

Настрой на работу. Разогрев. Упражнение "Каракули" Д.Винникот.  Затем проработка образов: "На что похоже моё настроение?" (описать в образах природы, погодных явлений). Затем предложить изобразить этот образ на вертикально стоящем стекле.

2. Зал Абстракционистов – где можно найти смысл в разнообразии  различных  форм и символов, непонятных на первый взгляд. Работа с мнемотаблицами (загадки, стихотворения, сравнение). Участники - дети 5 лет. Работает воспитатель.  

3. Зал Портретистов – здесь происходит попытка изобразить "собственный портрет"- образ.

 КУКЛЫ. (участники - дети 6 лет)

Разогрев. Вопросы о куклах. Какие бывают куклы, чем они отличаются? Чем похожи? Предложение представить себя какой-нибудь кукллой. Сообщение о том, что сейчас предстоит работа с пальчиковыми куклами. Выбор кукол наугад из мешочка. Техника "Жил-был герой похожий на меня...". Детям разрешено задать герою интересующий их вопрос: чего боится герой? что его радует? какое у него настроение? есть ли у него друзья? что огорчает героя?

4. Зал Иллюстраторов – происходит «изображение» действиями "иллюстраций" к сказкам

СКАЗКА. (участники - дети 6 лет  )

"Лягушка и экскаватор" (по Эно Раут)

5. Зал Прикладного искусства – происходит развитие мелкой моторики пальцев рук.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА (участники - дети 5 лет ) - работа учителя-логопеда.

6. Зал Кубистов – подчеркивание геометризованных условных форм.

КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА (участники - участникик семинара)

Сказки Ворона Метра. Настрой на работу - кинезеологические упражнения. Напомнить свойства квадрата: стороны равны, углы равны. Сказки (по Воскобовичу)

7. Зал Инсталляций – зал в котором создаются  композиции (скульптуры) в пространстве

 ЗВЕРОБАТИКА - это акробатика, которая проще, чем кувырок, помогает снять мышечные зажимы, тренировать умение работать в  парах, в команде. (участники - дети 6 лет). Проводит инструктор по физкультуре.

8.  Зал Баталистов – происходят игровые «сражения».

ИГРОТЕРАПИЯ (участники - дети 6 лет). Настрой на работу - выполнение ритмического рисунка, кинезеологические упражнения.

 Игры:

 "Зеркало" (работа в парах, повторение за напарником), "Хвастун"( работа в кругу, нужно похвастаться своим соседом справа), "Волшебный стул" (работа в кругу, один ребенок стоновится на стул и говорит утверждение о себе, остальные обращаясь к нему подстверждают это утверждение),"Тучка"(музыкальная игра из комплекса "Зарядка с клоуном Плюхом ), "Лиса и нора"(музыкальная игра из комплекса "Зарядка с клоуном Плюхом) , "Снежная баба"(релаксирующее упражнение - напряжение-расслабление)

Служба ППС

(миниатюра на тему психолого-педагогического сопровождения)

Участники(дети): Диагностика, Коррекционно-развивающая работа, Консультирование, Психологическая профилактика, Ребенок

На стуле сидит Ребенок, опасливо озирается по сторонам, кусает губы, грызет ногти, дергает ногой, делает вид, что боится, волнуется, переживает.

Входит Д:

- Так, так, так , ну, ну посмотрим,

С чем, голубчик, вы пришли к вам? (оглядывает Ребенка, подает ему листы с бланками, Ребенок что-то чиркает на листах, Диагностика заглядывает в листы через плечо Ребенка, Ребенок закрывает написанное).

Что случилось, не таите,

По порядку расскажите.

Вижу я у вас тревожность

И в общении есть сложность

Неуверенность, плаксивость,

Вижу даже агрессивность…

Что ж, коллеги, ваше слово…

- (К) Я проведу консультацию,

Выясню всю ситуацию,

Обговорим причины и следствия

Обозначим маршрут действия

Прольём, так сказать, на проблему свет!

Неразрешимых ситуаций нет!

- (КРР) Со своей стороны могу предложить

Терапией искусством результат закрепить

Программу развития составим специальную

С учётом того, что всё индивидуально.

- (П) К моему глубокому сожалению

В нашей жизни не редкость такие явления

Но для создания благоприятного климата

Нужно не допустить их распространения

Ну что ж поработаем в этом учреждении

Наладим оптимизацию форм общения

Тренинги, беседы, лекции…

Психолого-педагогические секции

Наглядная и словесная информация

Различная агитация…

-(Д) Думаю,  верным путем направляемся

Давайте. Коллеги, постараемся

Я буду периодически заглядывать

Проверять результаты, посматривать

Все вместе:

Возьмемся все дружно, умело

И справимся с любым делом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы логопедической службы в ДОУ

О том, как я представляю себе стратегию развития логопедической службы в условиях логопункта ДОУ...

Маркетинговая служба в ДОУ

Использование SWOT-анализа в управлении...

Маркетинговая служба в ДОУ

Использование SWOT-анализа в управлении...

Программа групповых игровых сеансов в службе ранней помощи или лекотеке

Программа групповых занятий адресована родителям, педагогам, работающим в Службах ранней помощи, Лекотеках, ЦИПРах, учреждениях дополнительного образования с детьми раннего и дошкольного возраст...

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Служба спасения

«Служба спасения»Конспект сюжетно-ролевой игрыв старшей группе   ВоспитательМДОУ «Детский сад № 35 «Алёнушка-1»г. Ершова Саратовской области»Бикмакаева Олеся Фягимовна ...

Модель маркетинговой службы МБДОУ

Переходим на новые горизонты образования.... ...