Программа групповых игровых сеансов в службе ранней помощи или лекотеке
учебно-методический материал по теме

Осипова Ирина Игоревна

 

Программа групповых занятий адресована родителям, педагогам, работающим в Службах ранней помощи, Лекотеках, ЦИПРах, учреждениях дополнительного образования с детьми раннего и дошкольного возраста, от 1 года до 7 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения. Программа является комплексной, предполагает гибкое планирование педагогического процесса.

Акцент программы сделан на социокультурной абилитации ребенка и гармонизацию отношений родитель – ребенок, что делает ее пригодной для работы с различными категориями детей, в том числе, в инклюзивных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_statya.doc84 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_planirovanie.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Программа групповых игровых сеансов

в службе ранней помощи.

Учитель – дефектолог Осипова И.И.

ГОУ № 2607 СЗАО ДО г. Москвы

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

В Службах ранней помощи, широко создающихся сейчас, многие семьи, имеющие детей с задержкой  психического развития или риск задержки,  получают необходимую поддержку специалистов.

Однако мы в нашей работе столкнулись с нехваткой методических материалов для этой категории детей. Программы, разработанные для детей раннего возраста, в основном, адресованы детям с нормативным развитием, не имеющим выраженных когнитивных и эмоциональных нарушений. Кроме того, дети, поступающие в Службу ранней помощи,  не являются однородной группой. В нашей работе мы  встречаем широкий спектр нарушений развития, требующий как универсального подхода, так и специально разработанных для каждой категории детей методик.

Для всех наших детей характерно дезадаптивное поведение: неэффективность саморегуляции, конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности, хронический эмоциональный дискомфорт, сниженная обучаемость, депривация. Также и у родителей, имеющих ребенка с нарушением развития или риском нарушения, имеются характерные эмоциональные проблемы, патологические паттерны внутрисемейного взаимодействия.

Поэтому акцент программы сделан на социокультурной абилитации ребенка и гармонизацию отношений родитель – ребенок, что делает ее, по нашему мнению, пригодной для работы с различными категориями детей, в том числе, в инклюзивных группах.

Многие из наших детей при условии своевременной помощи способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Однако коррекционно-воспитательная работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование базовых психических процессов - той системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями, повысить адаптивность в меняющихся условиях внешней среды.

Эта программа была разработана нами для обобщения принципов, содержания, методов и форм  коррекционно-воспитательной работы в Службе ранней помощи.

Программа групповых занятий адресована педагогам, работающим в Службах ранней помощи, Лекотеках, учреждениях дополнительного образования с детьми раннего и дошкольного возраста, от 1 года до 7 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, инклюзивных группах.

Широкий возрастной диапазон программы обусловлен тем, что при диагностике состояния познавательной сферы у ребенка с задержкой психического  развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом. При этом мы учитываем, что ее содержание зависит от возраста, характера нарушений, актуального психического развития, состояния здоровья детей данной группы, их интересов и мотивации.

Программа  является комплексной, предполагает гибкое планирование педагогического процесса, выбор наиболее актуального материала для конкретной группы детей, позволяет педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.

Рекомендуется проводить занятия одновременно двумя специалистами. Возможно участие разных специалистов: педагога–психолога, учителя–дефектолога, учителя–логопеда, социального педагога.

Апробация программы происходила на базе Службы ранней помощи ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2607 СЗУО г. Москвы.

Цели работы.

Целью данной программы является психолого–педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Задачи работы.

  1. Коррекция нарушенного и искаженного развития ребенка, профилактика вторичных нарушений развития.
  2. Формирование представлений о себе, других, окружающем мире.
  3. Адаптация ребенка в коллективе сверстников.
  4. Подготовка ребенка с нарушениями психического развития (риском нарушения) к обучению в дошкольном учреждении.
  5. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком. Формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания.

Педагогические принципы работы.

Программа построена на гуманистических принципах личностно – ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для его активности и  инициативности, формирование положительных ценностных ориентаций и установок родителей ребенка.

Этот принцип ярче всего проявляется в работе с ребенком в предметной среде и предполагает акцент на непроизвольные виды деятельности. Следуя за  ребенком, педагог всегда предоставляет ему возможность выбрать то, что наиболее актуально в данный момент, поэкспериментировать с предметами, вообразить что-то свое и осуществить свой план. Самостоятельность в выборе, в открытии новых действий развивает у ребенка особое отношение к этому действию как к своему личному. Выделение ребенком себя, как субъекта предметного действия отличного от взрослого, приводит к усилению самостоятельности ребенка. Формирование мотивации к ориентировочной и исследовательской деятельности – важная часть нашей работы.

Принцип деятельностного подхода. Мотивационная сфера ребенка, его практические умения и способы действия формируются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую деятельность раннего возраста — предметно-практическую.

При этом формирование конкретных навыков и умений — моторных, сенсорных, речевых — не является самоцелью, они выступают в качестве средства реализации деятельности. В соответствии с этими представлениями, содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные с взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, вовлечение в разнообразные игры, в процессе которых у малышей развиваются познавательные способности, речь, мелкая и крупная моторика, разнообразные умения и навыки.  

Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с дидактическими, сюжетными  игрушками, природным материалом, в инсценировках, разыгрываемых педагогами, в занятиях продуктивными видами  деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение коррекционно - воспитательных задач.

Принцип адекватности и своевременности внешних требований. Своевременность  и адекватность предъявляемых внешних требований применительно к раннему возрасту будет работа с  базовыми уровнями, формирующими предпосылки становления более высоких психических функций: познавательных и речевых.

Наиболее важным базовым психическим процессом для ребенка с выраженными нарушениями развития  раннего или дошкольного возраста вне зависимости от его психических возможностей является формирование схемы тела, внутреннего пространства. Развитие схемы тела происходит за счет: взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром; разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, соприкосновений с другими людьми, собственной двигательной активности.

Постепенно из многообразия этих ощущений у ребенка складывается пространственно – временная система координат, развивается эмоциональная сфера, формируются границы собственного тела.

Все упражнения, включенные  в нашу программу, имеют основной своей целью тренировку разнообразных сенсомоторных навыков, инициацию  и расширение тактильных контактов, выработку разнообразных жизненных стереотипов.

Необходимо также сказать и о формировании восприятия в раннем возрасте. Зрительно – пространственное восприятие тесно связано с предметными действиями. Богатая и разнообразная предметная среда, способная побудить малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы.  Мы  специально разработали и активно используем предметно – обогащенную среду, направленную на формирование сенсомоторных навыков для детей. Помимо развивающих игр и игрушек мы используем песок, крупы, природные материалы, воду. В помещении есть  уголок с музыкальными  инструментами.

Учитывая, что процесс становления слухоречевого гнозиса в развитии ребенка начинается с реагирования и узнавания неречевых звуков (бытовых, природных и музыкальных), мы включили в программу нашей работы упражнения и игры с шумовыми музыкальными инструментами, простыми фольклорными песнями, имеющими кроме мелодической основы и ритмическую. Считаем очень важным включать в занятия ритмически организованные песни, игры, упражнения, поскольку ритмическая составляющая является базой для формирования пространственно – временных представлений, которые, в свою очередь, являются необходимой основой для успешного обучения ребенка письму, счету.

Принцип постоянства и стереотипности среды, а именно: средств, содержания и методов работы. До объединения детей в группу каждый ребенок проходит этап индивидуальных занятий – освоение помещения, разных его зон, знакомство с педагогом, ритуалами, сопровождающими занятие. После объединения детей в группу ритуалы становятся стержнем занятия. Постепенно выстраивается структура с четко фиксированным началом, переходами от одной игры к другой, концом занятия. Структура выдерживается и на индивидуальных занятиях, правда, несколько упрощенно, и в течение учебного года не меняется. Повторяющиеся элементы формируют основы произвольной регуляции собственного поведения, поскольку выступают как неизменное правило. Они создают у детей ощущение безопасности, помогают легче перестроиться на другой вид деятельности. Материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость.

Принцип этнопедагогического подхода. Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим основным речевым содержанием программы является фольклорный материал — потешки, пестушки, сказки, песенки.

Принцип укрепления адаптивных возможностей семьи. Процесс психического развития ребенка в первые годы жизни невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов.

В связи с этим современный подход к семье, воспитывающий ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Гармонизация внутрисемейных отношений через снижение родительской напряженности, формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания через обучение родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком – цель, к которой мы стремимся.

Требования к помещению и оборудованию.

1. Просторное помещение с санузлом или групповая ячейка детского сада.

2. Стол для рисования и чаепития.

3. Игрушки и игровое оборудование на стеллажах, ящики с крупами, природными материалами, песочница.

4. Шариковый бассейн, скамейки, вестибулярный тренажер, арка, кочки, мяч, красный нескользкий коврик диаметром ок. 25-35см, и другое физкультурное оборудование, которое подбирается в зависимости от возраста и развития общемоторных навыков детей.

5. Стол, мольберт, ткани разных  цветов; природные материалы, куклы «би-ба-бо», мягкие игрушки естественных цветов для инсценировок, ветка дерева, закрепленная на подставке, небольшая елочка.

6. Шумовые музыкальные инструменты, пентатонические музыкальные инструменты.

7. Для продуктивной деятельности: бумага для рисования формата А3, пальчиковые краски, кисти, восковой пластилин, природные материалы, цветная бумага, фартуки для детей.

8. К чаепитию: скатерть, свеча в прозрачной вазе или стакане, печенье, чашки с блюдцами для детей, родителей и педагогов; салфетки бумажные, чайник с приготовленным чаем; желательно использовать травяной чай.

Занятия продолжительностью 1 час 30 минут проводятся 1 раз в неделю

Структура  занятия

Занятие включает 7 этапов.

Все переходы от этапа к этапу проводятся с использованием песен – маркеров, помогающих ребенку структурировать занятие, запомнить последовательность этапов, быстрее перестроиться на другой вид деятельности.

1 Этап. Организационный момент. Зона  общей моторики. 10 минут.

«Вход» в помещение для занятий. Приветствие, зарядка, хоровод, пальчиковая игра. Задачи этапа: формирование и закрепление навыков произвольной регуляции деятельности, представлений о себе, о других, формирование мотивации общения, умения производить действие по показу, развитие общемоторных и речевых навыков, развитие восприятия.

2 этап.  Свободная игра.  Игровая зона. 20 минут.

В игровой зоне к занятию подготовлена предметная среда, соответствующая задачам занятия, возрасту и уровню  развития малышей.

На этом этапе ребенку предоставляется возможность свободного выбора заинтересовавших его предметов и игрушек, способов действия с ними. Педагог, следуя за ребенком, направляет его активность, демонстрирует маме эффективные способы взаимодействия с ребенком в предметной среде. Задачи этапа: формирование навыков мелкой моторики и решения практических задач, культурно – фиксированных действий с предметами, предпосылок к сюжетной игре, обогащение тактильных ощущений, формирование навыков недирективного эффективного взаимодействия взрослого с ребенком.

3 этап. Полоса препятствий.  Зона общей моторики. 10 минут.

К моменту перехода в зону общей моторики здесь организовывается полоса препятствий из скамейки, вестибулярного тренажера, шарикового бассейна, цветных кочек и др. «Старт» обозначен красным кружком. Все упражнения этого этапа направлены на развитие сенсомоторной координации, умения производить действия  по команде.

4 этап. Игра с мячом. Зона общей моторики. 5 минут.

Игра с мячом в кругу – важный элемент занятия. В этой игре мы формируем навыки общения, произвольной регуляции деятельности, принятие правил, стимулируем речевую активность. 

5 этап. Приобщение к культуре. Семейная зона. 15 минут.

На этом этапе педагогами разыгрывается  кукольная инсценировка, затем продуктивная деятельность по сюжету. Задачи этапа: развитие представлений об окружающем мире, произвольного внимания, восприятия, обогащение тактильных ощущений, умения производить действие по показу и образцу, навыков мелкой моторики.

6 этап. Чаепитие. Семейная зона. 15 минут.

Дети с помощью родителей и педагогов накрывают на стол, затем все вместе пьют чай. В ходе чаепития проходит формирование и закрепление навыков самообслуживания, правил социально приемлемого поведения, общение родителей с педагогом. Дети  с помощью родителей и педагогов моют свою чашку или блюдце и ставят на место.

7 этап. Организационный момент. Зона общей моторики. 5 минут.

Упражнения с парашютом. Подведение итогов занятия. Прощание в кругу родителей и детей проходит с помощью музыкально – ритмических упражнений. Задачи этапа: развитие восприятия, навыков произвольной регуляции деятельности.

По окончании занятия педагоги в присутствии детей и родителей вывешивают работы на выставку, помогают родителям обучать детей самостоятельно одеваться.

Тематический план работы.

№ п/п

Название темы

Содержание и задачи блока занятий

Кол. занятий

1.

Осень.

Знакомимся и изучаем друг друга

Формирование и закрепление

знаний о себе как «Я», «других людях», правил социального взаимодействия. Формирование мотивации общения, коммуникативных умений  с использованием речевых и неречевых средств.

Изучение предметной среды, формирование предметно – игровых действий

Формирование представлений об окружающем мире, навыка просмотра сказки, эмоционально - личностное развитие. Хороводы, сказки и продуктивная деятельность на тему «Осень», сказка «Курочка Ряба»

8

2.

Зима.

Учимся играть

Обучение эффективному социально – приемлемому взаимодействию детей и взрослых в предметной среде.

Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий.

Формирование представлений об окружающем мире, закрепление навыка просмотра сказки, эмоционально - личностное развитие. Хороводы, сказки и продуктивная деятельность на тему «Зима», «Новый год», русская народная сказка «Репка»

12

3.

Весна.

Учимся самостоятельности

Обучение родителей способам передачи общественного опыта, адекватным актуальному уровню развития малыша, используя совместные и частично – совместные действия.

Формирование и закрепление навыков самообслуживания. Помощь младшим.

Формирование представлений об окружающем мире, закрепление навыка просмотра сказки, эмоционально - личностное развитие. Хороводы, сказки и продуктивная деятельность на тему «Масленица», «Весна», «Скоро лето», русская народная сказка «Колобок»

10

                                                                                                         Итого: 30 занятий (45 часов)

Литература

  1. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Мы. Общение и игра взрослого с младенцем. – М:2002
  2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями/ ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А.  – М.: Экзамен, 2006
  3. Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?/ - «Деметра» СпБ., 2003
  4. Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., , Перминова Г.А., Чугунова А.И., Пайкова А.М., Склокина Н.А. Материалы курса «Основы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями развития», 2008
  5. Ларечина Е. В.. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие./ - СПб.: Речь, 2004.
  6. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/ – М: Просвещение, 2008
  7. Медникова Л.С. Концептуальные основы развития элементарной ритмической способности детей раннего возраста.// Дефектология, № 4 - М.: Школьная пресса,  2010
  8. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998
  9. Попова Н.Т. Культурные механизмы развития человека // Теоретическая культурология. Сер. Энциклопедия культурологии -  М.:Екатеринбург, 2005.
  10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза/ - М: Генезис, 2007
  11. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста/ - М.: Мозаика–Синтез, 2007
  12. Федорова Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша/ - СПб.: Паритет, 2007
  13. Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно – игровых занятий/ - М.: Теревинф, 2006
  14. Четвертаков К.В. Развивающие игры для малышей. От года до 3х лет/ - М.: Айрис – пресс, 2006
  15. Эльконин Д. Б. Детская психология./ – М: Педагогика, 2008



Предварительный просмотр:

Примерное календарно – тематическое планирование

групповых игровых сеансов

в Службе ранней помощи

Дата

Кол.занятий

Название темы

Содержание занятий

окт

2

Осень. Знакомимся и изучаем друг друга

  1. Игра-прветствие «А где наша Маша?», пестушки «Лунь плывет», «Холсты». Игра «Каравай»
  2. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Рисование пальчиками. Изучаем красный цвет.
  6. Чаепитие.
  7. Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

окт

2

  1. Игра-приветствие «А где наша Маша?», пестушки «Лунь плывет», «Холсты». Хоровод  «Осенние листья».
  2. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Рисование пальчиками. Изучаем желтый цвет. Осенние листья.
  6. Чаепитие.
  7. Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

окт

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Лунь плывет», «Холсты». Хоровод  «Осенние листья».
  2. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Тема «Осень». Сказка «Ветер и дождик». Рисование пальчиками, синий цвет. Ветер (ладошкой) и дождик (пальчиками), приклеиваем осенние листья.
  6. Чаепитие.
  7. Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою».  Прощание.

ноя

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Потягушки», «Капуста». Хоровод  «Осенние листья». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Тема «Осень». Сказка «Зайка и рябинка». Знакомство с новым материалом. Отщипываем кусочки пластилина, делаем ягоды рябины.
  6. Чаепитие.
  7. Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

ноя

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Потягушки», «Капуста». Хороводы  «Мы топаем ногами», «Карусели». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Тема «Осень». Сказка «Осеннее солнышко». Знакомство с новым материалом. Рисуем тучку мелком(родитель), отщипываем кусочки пластилина, и наклеиваем пластилиновый дождик (ребенок).
  6. Чаепитие.
  7. Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

ноя

2

  1.  Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Потягушки». Пальчиковая игра «Олень». Хороводы  «Мы топаем ногами», «Карусели». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Сказка «Курочка ряба». Делаем яички из пластилина.
  6. Чаепитие.
  7.  Игра с парашютом «Кач – кач». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою».  Прощание.

дек

1

Зима. Учимся играть

  1. Игра-приветствие «А где наша Маша?», зарядка «Здравствуйте, глазки!». Пальчиковая игра «Олень». Хоровод  «Выпал беленький снежок». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Тема «Зима». Игра за столом «Приходи, зима!» Зимняя сказка. Изучаем белый цвет. Рисуем мишку восковыми мелками (родитель), закрашиваем белой краской - снегом (ребенок) на цветном картоне.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Кач – кач». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за  зыбою».  Прощание.

дек

2

  1. Игра-приветствие «А где наша Маша?», зарядка «Здравствуйте, глазки!». Пальчиковая игра «Олень». Хоровод «В лесу родилась елочка». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Тема «Подготовка к новому году». Сказка про елочку. Делаем елочные игрушки. На заготовки из цветного картона ярких цветов отщипываем и прилепляем кусочки пластилина, вдавливаем в него крашеный горох и макароны.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Кач – кач». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

дек

1

  1. Игра-приветствие «А где наша Маша?», зарядка «Здравствуйте, глазки!». Пальчиковая игра «Олень». Хоровод «В лесу родилась елочка». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Тема «Подготовка к новому году». Сказка про елочку. Рисуем елочку руками (коллективная работа) на листе ватмана.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Кач – кач». Музыкально –ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

дек

1

  1. Игра-приветствие «А где наша Маша?», зарядка «Здравствуйте, глазки!». Пальчиковая игра «Олень». Хоровод «В лесу родилась елочка». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра с мячом в кругу. Катаем мяч по очереди друг другу, называя имена.
  5. Тема «Новогодний праздник». Сказка «Новогодняя елочка». Украшаем елочку (коллективная работа). На елочку наносятся отдельные мазки клея ПВА, сверху посыпаются блестками, дождиком.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Кач – кач». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою».  Прощание.

янв

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», «Зарядка с хомячком». Пальчиковая игра «Олень». Игра «Зайка беленький сидит». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Зима». Зимняя сказка. Рисуем деревья на цветном картоне восковыми мелками или пастелью(родитель), контуры дерева промазываем клеем и посыпаем манкой (ребенок).
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Теремок». Музыкально – ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за  зыбою». Прощание.

янв

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», «Зарядка с хомячком», пестушки «Катай, валяй тесто». Игра «Зайка беленький сидит». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Зима». Зимняя сказка. Снеговик. Рисуем снег, делаем снеговика из клея и манки на цветном картоне.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Теремок». Музыкально – ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за  зыбою».  Прощание.

янв

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Катай, валяй тесто». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Хоровод  «Зимушка - зима». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Пальчиковая игра «Репка». Сказка «Репка». Делаем репку из пластилина.
  6. Чаепитие.
  7. Музыкально – ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

янв

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Катай, валяй тесто». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Хоровод  «Зимушка - зима». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Пальчиковая игра «Репка». Сказка «Репка». Рисуем репку.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Теремок». Музыкально – ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

февр

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Катай, валяй тесто». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Хоровод  «Зимушка - зима». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Пальчиковая игра «Репка». Сказка «Репка». Аппликация «репка» из двух частей.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Теремок». Музыкально – ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

февр

2

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Хороводы  «Шел мужик дорогою», «Карусели». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Масленица». Сказка про солнышко. Делаем погремушки из картона и гороха, рисуем или приклеиваем на них солнышко.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Теремок». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою».  Прощание.

март

1

Весна. Учимся самостоятельности.

  1. Тема «Масленица» (занятие проводится на улице). Игра-приветствие «А где наша Маша?». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Хороводы «Каравай», «Шел мужик дорогою», игра «Зайка беленький сидит», игры с парашютом «Карусели», «Теремок». Заклички на весну «Гори- гори ясно».
  2. В помещении. Хоровод «Ой, блины». Чаепитие с блинами.
  1. Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою».  Прощание

март

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Хороводы  «Шел мужик дорогою», «Карусели». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Весна». Сказка про маму. Аппликация «цветочек для мамы» из двух частей.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Теремок». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

март

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Хороводы  «Шел мужик дорогою», «Карусели». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Весна». Сказка про солнышко и метель (по погоде). Рисуем солнышко восковыми мелками (родитель с ребенком), закрашиваем белой краской (ребенок), контуры солнышка проступают сквозь краску.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Теремок». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

март

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Хороводы  «Шел мужик дорогою», «Карусели». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Весна». Сказка про солнышко и капель (по погоде). Рисуем солнышко восковыми мелками (родитель с ребенком), акварелью пальчиками рисуем капель и лужи.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Теремок». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

апр

2

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Поедем на ярмарку». Весенний хоровод, игра «Заинька, попляши». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Сказка «Колобок». Лепим колобок из пластилина, делаем глазки и нос из гороха.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Карусели». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою».  Прощание.

апр

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Утро настало». Весенний хоровод, игра «Заинька, попляши». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Сказка «Колобок». Рисуем колобка кисточкой.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Карусели». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою».  Прощание.

апр

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Утро настало». Весенний хоровод, игра «Заинька, попляши». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Весна». Сказка про зернышко и цветочек. Рисуем акварелью и кистью вырастающий цветочек.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Карусели». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою».  Прощание.

май

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Утро настало». Весенний хоровод, игра «Солнышко». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Весна». Сказка про солнышко и травку. Рисуем солнышко, землю и травку.
  6. Чаепитие.
  7. Игра с парашютом «Кач-кач». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.

май

1

  1. Игра-приветствие «Ты сегодня к нам пришел», пестушки «Это я». Пальчиковая игра «Утро настало». Весенний хоровод, игра «Солнышко». Пальчиковая игра «Замок».
  2. Формирование предметно – игровых действий. Изучение предметной среды.
  3. Полоса препятствий.
  4. Игра «Шел Бабай»
  5. Тема «Скоро лето». Сказка про солнышко и травку. Коллективная работа: на большом листе ватмана рисуем пальчиками солнышко, облака, землю, траву, приклеиваем цветы, делаем камушки из пластилина.
  6. Чаепитие.
  7. Игры с парашютом «Карусели», «Теремок», «Кач-кач». Музыкально–ритмические упражнения «Ай, качу», «Качи за зыбою». Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой игровой сеанс для детей раннего возраста "Мебель"

Конспект занятия содержит игры на развитие звукоподражания, подвижные игры, физкультминутки, продуктивную творческую деятельность, объединенную одной темой....

Групповой игровой сеанс для детей раннего возраста "Одежда"

Познавательно-игровая деятельность детей раннего возраста, которая содержит пальчиковые,  подвижные игры, игры на развитие речи и мышления, а также творческую продуктивную деятельность...

Групповой игровой сеанс для детей раннего возраста "Посуда"

Групповой игровой сеанс, расчитанный  на детей раннего возраста, проводится с родителями. Включает в себя пальчиковые, подвижные игры, творческую продуктивную деятельность, объединенную одной тем...

ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.

Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...

ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.

Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...

Конспект игрового сеанса в Службе ранней помощи

Организация игрового сеанса с детьми раннего возраста в СРП...

Конспект группового игрового сеанса с детьми раннего возраста. Тема «В гостях у сказки «Теремок».

Конспект группового игрового сеанса для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий....