ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»
статья на тему

Каргина Светлана Вячеславовна

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка».  В рамках работы студии создан проект «Создание психолого-педагогических условий по формированию духовно – нравственных ценностей в процессе театрализованной деятельности «Театр на подушках».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doklad.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 С.В. Каргина                                                                                                    МБДОУ «ДСОВ №91» г. Братск

ПРОЕКТ

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»

1. Введение.

2. Проектирование проекта.

2.1. Цель и задачи проекта.

2.2. Этапы реализации проекта.

3. Заключение.

  1. Введение.

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно - нравственного развития ребенка. Ведущим средством в этом направлении является народная культура. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. В системе народной культуры ведущую роль играет фольклор. Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.                  

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка».  В рамках работы студии создан проект «Создание психолого-педагогических условий по формированию духовно – нравственных ценностей в процессе театрализованной деятельности «Театр на подушках».   

 

  1. Проектирование проекта.  

Целью моего проекта явилось создание условий по формированию духовно – нравственных ценностей в процессе театрализованной деятельности через приобщение детей к русским народным сказкам.                                                 Для реализации поставленной цели решались воспитательные задачи, такие как формирование интереса детей к миру традиционной русской культуры, воспитание у детей чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре, а также уважительному отношению в общении с другими детьми и взрослыми.

И  образовательные  задачи:  развитие представлений о национальной культуре, об образе жизни русских людей через русские народные сказки;  развитие на элементарном уровне исполнительских навыков в области пения, движения, актерской игры, посредством музыкального фольклора;  реализация индивидуальных возможностей и потребностей детей в самовыражении и развитии, раскрытие творческого потенциала детей, через театральные игры, тренинги, беседы.                                                                

Участниками проекта стали дети театрально – фольклорной студии «Росинка» 5-7 лет; музыкальный руководитель, родители.                                                Тип проекта выбран игровой, продолжительностью 3 года.

Во время реализации проекта использовались такие этапы как:                                                                                           

Поиск информации.

  • Сбор, анализ и систематизация информации о русских  народных играх, хороводах, которые можно использовать в русских народных сказках: «Гуси – лебеди» (2013-2014 учебный год), «Крошечка - Хаврошечка» (2014-2015 учебный год), «Машенька и медведь» (2015-2016 учебный год);
  • Подбор наглядных и дидактических материалов: картинки и иллюстрации к русским народным сказкам, презентации со слайдами к сказкам «Гуси - лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», «Машенька и медведь»;
  • Подбор театрального инвентаря.  
  • Предварительная разработка структуры проекта.                                                                                                                                                                                                        

Продуктивный этап.

  • Беседа и обсуждение русских народныз сказкок «Гуси - лебеди» «Крошечка - Хаврошечка», «Машенька и медведь»;
  • Пение русских народных песен;
  • Русские народные игры, хороводные игры;
  • Импровизация детей в обыгрывании сюжетов как самостоятельно, так и совместно с музыкальным руководителем;
  • Театральная деятельность (для родителей, детей и сотрудников детского сада).

В презентативном этапе демонстрировался  театр на подушках по мотивам русских народных сказок:

  • «Гуси – лебеди» (2013-2014 учебный год);
  • «Крошечка - Хаврошечка» (2014-2015 учебный год);
  • «Машенька и медведь» (2015-2016 учебный год).

                                                                       

Таким образом, музыкальный театр выступил  как  благоприятная  форма детского творчества, где были представлены в органической связи и музыка, и русские народные игры, танцы, хороводы, и оформительство: декорации, костюмы. Истоками детского  музыкального театра явились  русские народные сказки, в  рамках которых  дети театрально – фольклорной студии «Росинка»  демонстрировали  умение петь народные песни,  исполняли русские народные игры, хороводы, играли  роли, показывали  действие.

В ходе реализации проекта воспитанники театрально – фольклорной студии «Росинка» и детского сада имеют возможность приобщиться к истокам русской народной культуры, стать активным участником в разыгрывании театрализованного представления и использовать приобретенные навыки в повседневной жизни.

Литература:

  1. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. М., «Просвещение», 2015. - 95с.
  2. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. М., ООО «ТЦ Сфера», 2010. - 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Выступление на педсовете «Роль книг для развития речи в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе взаимодействия с семьей».

Выступление на педсовете          «Роль книг для развития речи в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе взаимодействия с семьей»...