Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие музыкально-ритмических движений в индивидуальной работе с дошкольниками"
консультация по музыке

Фролова Татьяна Юрьевна

Консультация для воспитателей  дошкольного образовательного учреждения по  планированию  индивидуальной работы по развитию музыкально-ритмических движений с дошкольниками.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа  с дошкольниками  по развитию музыкально-ритмических движений

     Органическое единство музыки и движений – естественно и необходимо. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. Эту важную мысль подчеркивала великая балерина Галина Уланова: «Когда бы и в каком бы балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец». В тоже время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения, а музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность.

     Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спора, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание. Систему музыкального воспитания с помощью ритмических движений, органически связанных с музыкой, одним из первых разработал еще в начале 20 века швейцарский музыкант и педагог Э. Жак – Далькроз. Знаменитая американская танцовщица Айседора  Дункан, приглашенная в Россию в 1921 году для создания балетной школы, активно пропагандировала единство музыки и движений, которые в синтезе должны стать средствами физического, нравственного, эстетического воспитания детей. Она учила детей: «Смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер качает ветви деревьев; учитесь движениям у природы.  Все, что естественно, то прекрасно».

     Значительное место в музыкальном - ритмическом  воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер людей.

     Танец – искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, сопровождается значительными физиологическими изменениями в его организме – улучшаются дыхание и кровообращение. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных  с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.

     В результате занятий танцами происходит не трата энергии, а ее приобретение. Музыкально – ритмические  движения способствуют развитию моторики. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляется такие качества движений как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность.

     Танцы помогают детям полюбить музыку.   Чтобы передавать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания); мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

     Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. То есть, танец становится одним из средств нравственного  воспитания ребенка. (все положительные стороны обучения танцевальным движениям я перечислила).

А теперь непосредственно к самим танцам. Чем я руководствуюсь при составлении новых танцев? В первую очередь, детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание; своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям.  Учитываю психофизические   особенности детей дошкольного возраста.

     Обязательно  учитываю следующие моменты: обязательно следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий; определять дозировку физической нагрузки на дошкольников.

     «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнений без искусства» Древний философ Протагор

     Работа над танцем  с детьми начинается с подготовительных танцевальных  упражнений. Музыкальное занятие, как правило, начинается с музыкально-ритмических упражнений. Начиная со второй группы раннего возраста, мы учим дошкольников выполнять хлопки в ладоши, притопы ногой, полуприседание, повороты кистей рук.

В младшей группе в соответствии с ФГОС,   обучаем детей притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой; развиваем умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп.

     В средней группе, наряду с уже знакомыми дошкольникам движениями, стоит задача совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинку, кружение по одному и в парах.

     В старшей  группе задачей в области танцевального искусства ставится способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений, таких как поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед.

     В подготовительной к школе группе задачей развития музыкально – ритмических  движений,  ставится: способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально – образное содержания музыки.

     Занятие танцевального кружка начинается, также  с основных движений – ходьба и бег. Их разнообразие зависит от  характера  звучания музыки: ходьба может быть торжественной, спокойной, таинственной; бег легким, стремительным.

     Педагогическое мастерство, умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения музыкально – ритмическим движениям,  чуткое отношение к детям помогают превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может  стать прекрасным  воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.

«Да пропади пропадом день, когда мы не танцевали хоть раз!» Фридрих Ницше

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

Консультация для воспитателей Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений

Консультация для воспитателейПроблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений...

«Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»

Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....

Система работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников

В системе работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников раскрывается содержание профессиональной деятельности музыкального руководителя  с детьми от 4 до 7 лет. Система предпола...

Консультация для воспитателей "Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками"

Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками...

Презентация к консультации для воспитателей по теме "Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"

Презентация к консультации для воспитателей по теме "Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"...