Консультация для воспитателей Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений
учебно-методический материал на тему

Садыкова Резиля Решитовна

Консультация для воспитателей

Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лейсан» Комсомольского района Чувашской Республики

Консультация для воспитателей

Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений

          Воспитатель

Садыкова Резиля Решитовна

МБДОУ детский сад «Лейсан»

Дата проведения: 16 февраля 2017г.

д. Урмаево 2017

Период наивысшей речевой активности у детей, определяется к пяти годам жизни. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Из книг, телепередач, рассказов взрослых дети получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний, оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. Например: услышав разговор взрослых, ребенок поясняет взрослым, что “Близнецы- это не внуки, Близнецы- знаки зодиака”.

Воспитатель должен серьезно и уважительно относится к любым высказываниям детей. Дети очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для неё.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с дошкольниками, воспитатель должен употреблять синонимы, формы вежливого обращения. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: “ой, забыла, как я про котишку только что сказала? Какой он? Спасибо, Дима”. Да, я сказала: “маленький лохматенький, но не котик, а (котишка)”. Дети всегда с радостью помогают “забывчивому” взрослому.

Детей всегда нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: “Умница, Даша! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответила правильно, и за то, что слова замечательные выбрала. В предложении твоём все слова в согласии живут”.

Обучение рассказыванию становится более успешном после 4-х лет. В это время происходит переломный момент в психическом развитии ребёнка, дети начинают стремительно “взрослеть”.

Начинать обучение рассказыванию надо начинать с описания игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью.

Воспитатель должен заранее составить рассказ-описание игрушки, выделив в нём основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чём-то конкретном. Например, сначала о том, как красива кукла.

  1. Наша кукла очень красива. У неё большие синие глаза, румяные щёки.
  2. Затем – какая она нарядная, голубое платье в горошек, кармашек и т.д.
  3. О том, что кукла – игрушка музыкальная и т.д.

По обучению рассказыванию нужно использовать короткие игры – инсценировки, приёмы, используемые в игре могут быть разнообразными, лишь бы помочь детям обратить внимание на особенности внешнего вида игрушки и проговорить предложение, в котором отображены эти особенности. Например, утёнок прячется, и дети зовут его: “Жёлтый, пушистенький, кряк, выходи!” или сообщают зайцу: “Видим, видим твои длинные, белые ушки”.

Они угадывают, какого цвета персонажа глаза, размышляют, отчего грустный заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему.

В виду того, что до пяти лет у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как, удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: “Наша кукла очень красивая, у неё большие синие глаза и т.д”. Дети на интуитивном (неосознанном) уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана. А это одна из главных задач обучения рассказывания.

Готовясь к занятию по обучению рассказыванию на картине воспитатель также должен предварительно составить небольшой рассказ, выделяя в нём основные фразы-связки, которые нацеливают пристальное внимание детей к определённому объекту.

Эффективным средством развития связной речи являются сюжетные картинки (из 3-4 сюжетов), игры – драматизации, игры – импровизации, чтение стихов по ролям, чтение художественной литературы. Значительное место занимают произведения малых фольклорных форм (песенки, считалки, загадки, скороговорки, ).

В любом возрасте дети любят слушать сказки о животных, которые выступают носителями определённых качеств : лиса умна, хитра и артистична; заяц – трус, бахвал и воображала. Но эти качества характеризируют и людей: “Сказка ложь, да в ней намёк!”. Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляем, убеждаем в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться.

Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его. Условно можно выделить три аспекта анализа.

  1. Содержательно – методический. Воспитатель должен определить, что ребёнок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.
  2. Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием ребёнка.
  3. Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения. В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: “Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы.. (собирать), венки… (плести), песни…(петь), хороводы… (водить). Только одной снегурочке…. (по-прежнему не весело). Или “Тёмный лес что…(шапкой) прикрылся чудной, и заснул под нею… (тихо, непробудно)”.

Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение ещё раз.

Понять и почувствовать образность языка детям помогают физкультурные паузы. Воспитатель предлагает показать (на ковре) как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки ( сказка “жихарка”, “как заяц убегал от лисы” и т.д.).

Для того, чтобы порадовать и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи надо проводить литературные викторины (литературные калейдоскопы).

Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность, “пальчиковые” игры помогут детям с задержкой в развитии речи.

Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог»

Падал снег на порог.

(дети показывают руками как падает снег, вверх - вниз)

Кот слепил себе пирог.

(«Лепят» - ладошки прижимают друг к другу)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

(волнообразные движения кистями рук)

Пословицы:

- Каков разум, таковы и речи.

- В умной беседе – ума набираться,

В глупой свой потерять.

















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по развитию связной речи Тема: «Составление письма ребятам дошкольного учреждения из другого города»

Представлен конспект по развитию связной речи, в котором описывается  составление письма детьми для детей-дошкольников из другого города....

Выступление на педагогическом совете " Проблемы развития связной речи , современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена в настоящее время с речевыми нарушениями у детей...

Проблемы развития связной речи, современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной р...

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие связной речи с использованием дидактических игр»

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, я провожу занятия в игровой форме, т. е. играя-обучаю. Во ...

Консультация для воспитателей по развитию связной речи детей с ОНР посредством продуктивной деятельности

В материале представлены методические рекомендации  по использованию личного опыта ребенка,  его продуктивной деятельности  в формировании навыков связной речи...

«Проблемы речевого развития в современной практике работы дошкольных учреждений»

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важн...

Проблемы развития связной речи в практике работы ДОУ

Проблемы развития связной речи в практике работы ДОУ...