Главные вкладки

    Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие связной речи с использованием дидактических игр»
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, я провожу занятия в игровой форме, т. е. играя-обучаю. Во все занятия и режимные моменты включаются игры по развитию речи.

    Особое внимание уделяется дидактической игре. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

    Дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Они могут успешно использоваться и как форма обучения и как самостоятельная деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou_1.docx41.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие связной речи с использованием дидактических игр»

    Одним из основных направлений работы нашей группы является социализация личности ребенка через игру.

    Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежании повышенной утомляемости детей, я провожу занятия в игровой форме, т. е. играя-обучаю. Во все занятия и режимные моменты включаются игры по развитию речи.

    Особое внимание уделяется дидактической игре. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

    Дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Они могут успешно использоваться и как форма обучения и как самостоятельная деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

    Опыт работы с детьми показывает, что результаты работы не всегда проявляться быстро и не являются столь наглядными, как при обучении чему либо. Например: обучение рисованию, когда ребенок овладевает определенной суммой знаний, умений, навыков.

    Основная задача педагога – всегда помнить о том, что вся система работы должна быть направлена главным образом на развитие ребенка, а не только на его обучение. А это, в свою очередь, предполагает умение правильно подобрать материал, определить методы и приемы работы, способы и объяснения, поощрение и активизации (к ослабленному, вялому ребенку – ровное, ласковое, поощрительное отношение) к возбудимому – ровное, требовательное, сочетающееся с постоянным контролем и т. д.).

    Кроме этого учитывается, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, создающая наиболее благоприятное условия для психического и личностного развития ребенка. В ситуации игры ребенку понятно сама необходимость приобретения новых знаний и

    способов действия, он сам стремиться научиться тому чего еще не умеет.

    Дидактическая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действия (Богуславская С. М., Смирнова Е. С.).

    Именно игра обеспечивает оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей у ребенка, его гармонического развития не путем форсированного обучения, а путем максимального обогащения специфически детской формы деятельности - игровой, а так же общения со взрослыми и другими детьми. Не возможно организовать полноценную развивающую деятельность в игре без учета возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка.

    Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов работы: обогащение и активизация словаря, работы над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речиразвитиеэлементарного осознания языковых явлений, воспитание звуковой культуры речи. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоение речевых умений и навыков.

    Ценность дидактической игры и в том, что при ее организации создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами,приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра дает возможность обеспечивать нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

    Важным условием работы в дидактической игре и ребенка основой благополучия в детском саду являются доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми, способность к сотрудничеству и совместной деятельности. Поэтому необходимо воспитывать у ребенка активно-положительное, доброжелательное отношение ко взрослым, научить общаться с детьми, правилам поведения, так как от этого зависит его настроение, самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

    Дидактические игры, включенные в систему работы, позволяют предупредить нарушения письменной речи в школе, дают возможность подготовить ребенка к четкому пространственному восприятию и графически правильному написанию букв.

    Дидактические игрыразвивающие основные познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь, открывают широкие возможности для оптимальной организации педагогического процесса так как в игре ребенок не только выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но и активно действует сам.

    В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к интеллектуальному развитию ребенка.

    Дидактическая игра формирует у детей целенаправленное и устойчивое внимание, рациональные приемы запоминания, умение передавать свои мысли связной речью, а также умение анализировать, сравнивать, обобщать, вырабатывать потребность в получении новых знаний, овладевать умением мыслить.

    Взрослым необходимо постоянно создавать эмоционально-положительное отношение к предлагаемой деятельности, оценивать достижение ребенка. Необходимо стремиться к тому, что бы ребенок, не усвоив обучающей задачи, не смог достичь и игровой цели.

    Но дидактической игра становится лишь в том случае, если она интересна детям. А чтобы сделать игру интересной, необходимо учитывать не только личные возможности ребенка, но и зону его ближайшего развития. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при помощи взрослого (а при повторных проведениях игры эта помощь постепенно сокращается, характер протекания психических процессов, особенности поведения ребенка.

    Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

    Взаимодействие с родителями

    Воспитательное воздействие игр на личность, поведение, речь и внимание у детей осуществляется только при целенаправленном руководстве играми при единстве требований воспитателей и родителей. Об этом мы постоянно говорим на родительских собраниях, на консультациях и при личных беседах. Эта работа проходит успешно при тесной преемственности в работе воспитателей и родителей.

    Для развития связной речи важно общение ребенка не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому одной из важных задач в своей работе считаю-донести до родителей значение игр, как для развития связной речи, так и для развития мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка. Мы предлагаем родителям чаще разговаривать с детьми, обсуждать с ними разнообразные темы, выслушивать ребенка, советоваться с ним, не говорить ребенку категорическое «нет», а предложить ему доказать свою правоту различными доводами. Это также поможет ребенку в развитии мышления и речи.

    На родительских собраниях были предложены консультации на темы«Развитие речи ребенка 5-7 лет»«Рассказываем по картинкам», даны рекомендации по организации домашнего чтения, в которых разъяснялось, что и как читать детям, как обсуждать, пересказывать текст, обыгрывать произведения, рисовать по прочитанному. Я предложила родителям подборку речевых игр и упражнений на обогащение словаря, составление рассказов, сказок совместно со взрослыми«Автобиография»«Закончи предложение»«Подбери слово»«Составь рассказ о предмете» и др, дали рекомендации по развитию мелкой моторики рук ребенка, что тоже способствует развитию связной речи детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей Тема: «Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей»

    Формирование связной речи дошкольников  при использовании заместителей....

    ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

    ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

    Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме "Транспорт"»

    Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидак...

    Консультация для воспитателей "Развитие связной речи с использованием дидактических игр"

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методо...

    Консультация для воспитателей Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений

    Консультация для воспитателейПроблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений...

    Консультация для воспитателей по развитию связной речи детей с ОНР посредством продуктивной деятельности

    В материале представлены методические рекомендации  по использованию личного опыта ребенка,  его продуктивной деятельности  в формировании навыков связной речи...