Главные вкладки

    ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».
    проект по развитию речи (старшая группа) на тему

    Леонова Наталья Александровна

    ПРОЕКТ

    «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx573.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

    «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

    1. Тип проекта

    По доминирующей в проекте деятельности: игровой.

    По числу участников:  групповой,  индивидуальный.

    По времени проведения:  продолжительный.

    2. Актуальность проблемы

       Одной из основных целей работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания.  

       На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

       Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

         Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

    3. Цель проекта:

         Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности в чтении , восприятии стихов, загадок.

    4. Задачи проектной деятельности:    

    -  Развивать литературную речь;                                                            

     -Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;

    -Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

    -Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;

    -Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах;

    -Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;

    -Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся  персонажем.

    5. Содержание проекта.

    Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Используются  для: обогащения словарного запас; при обучении составлению рассказов,  при пересказах художественной литературы,  при отгадывании и загадывании загадок,  при заучивании стихов.

    Предварительная работа: наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы); раздаточный материал; обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром; выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

    6. Участники проекта:        

    Дети старшего дошкольного возраста.

    7. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ                                                                    

      -Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

    -Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. -Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используяих различные конструкции.                                                                                            

     -Появился  интерес к заучиванию стихов;

    -Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

    Работа над составлением графического плана-схемы связного рассказа

    Ребенку предлагается чистый, шестиклеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Воспитатель  заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В схеме используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса. Например: цвет. Дети называют цвет предмета, опираясь на нарисованные цветовые пятна;

       -человек. Дошкольник объясняет, предмет используется человеком, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение;

         -контур отдельных деталей предмета. Ребенок должен перечислить, например, из каких частей состоит данный предмет;

        -знак вопроса внутри контура предмета. Дети называют материал, из которого сделан то или иной предмет, и, по возможности, его составные части;

        -рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с помощью этого предметом. Что в результате этих действий можно получить;

       -форма. Дошкольник описывает геометрическую форму предмета или его части. Называет форму, которая на его взгляд больше подходит;

        -знак вопроса к пустой клетке мнемотаблицы. Дети называют предмет или объект. Например: Это — барабан, это — яблоко и т.д.

    Этапы работы над стихотворением:

    - воспитатель выразительно читает стихотворение;

    -сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает

    стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

    -задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную

    мысль;

    -выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;

    -читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;

    -ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    Игры.

    Беседы, работа с наглядным материалом.

    Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

    Чтение и заучивание художественной литературы.

    Рассматривание репродукций картин.   Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: -мощное развитие визуального мышления;- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);-        формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.                                                                                   В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.         

    Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.                                                            Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.                                                          

     Здоровье: физкультминутки.                                                        

     Музыка: прослушивание музыкальных произведений.                                        

    Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;                            

    8. Игры и занятия

    Занятие 1.«Отгадай»

    (отгадывание мнемозагадки)

    1. Рассматривание мнемотаблицы.

    2. Подробное объяснение каждого пункта.

     Солнце светит, но греет слабо. Часто идет дождь. Дует ветер. Люди надевают теплую одежду. Животные готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.

       3. Отгадывание загадки детьми.

    Занятие 2.

    Пересказ рассказа «Осень наступила»

    по опорным картинкам

    1. Чтение  текста «Осень» и демонстрация опорных картинок.

    Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Ноподул ветер и сорвал с ветки листочек. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под зонтиком.

    1. Ответы на вопросы по содержанию.
    2. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
    3. Пересказ ребенком текста своими словами.
    4. Составление рассказа об осени детьми.

     Планирование работы по лексической теме “Зима”

    1.Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

    1. Рассматривание мнемотаблицы

    cdb0814

    2. Перекодирование информации.

    У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

    3. Воспроизведение таблицы по памяти.

    2.Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” 

    eb71a77b

    Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

    Пирог

    Падал снег на порог,
    Кот слепил себе пирог,
    А пока лепил и пёк
    Ручейком пирог утёк.
    Пироги себе пеки
    Не из снега – из муки.

    3.Отгадывание мнемозагадки.

    1. Рассматривание мнемотаблицы

    88a265f3

    2. Подробное объяснение  каждого пункта.

    Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

    3. Отгадывание загадки детьми.

    4.Игра “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

    a2083421

    • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
    • Есть слово длинное – снегопад.
    • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
    • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
    • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
    • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
    • Есть слово – цветок – подснежник.
    • Есть слово - птица - снегирь.

    Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

    5.Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

    1.Чтение  текста и демонстрация опорных картинок.

    34a9db08

    Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

    2. Ответы на вопросы по содержанию.

    Вопросы:

    • Какое наступило время года?
    • Где лежит снег?
    • Какой снег?
    • Какая погода на улице?
    • Куда пошли дети?
    • Как они оделись?
    • Что делали дети на прогулке?
    • Нравиться ли детям гулять зимой?

    3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

    4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

    6.Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

    1. Рассматривание мнемодорожек.

    9643aa0b

    6bbe19d

    396a92c3

    1ef04c4f

    186c88be

    69364cdf

    e99e30ef

    2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

    • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
    • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
    • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
    • Люди зимой делают кормушки для птиц.
    • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
    • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
    • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
    • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

    3. Рассматривание мнемотаблицы.

    13a784ec

    4. Составление рассказа о зиме . Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

    Планирование работы по лексической теме “Весна” Понедельник.

    1.Работа с мнемотаблицей на слово “весна”.

    a340bd

    1. Перекодирование информации по данной таблице.

    Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

    2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

    2.Заучивание стихотворения “Весна – красна”.

    f5da43

    Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

    Весна – красна

    Ты, весна, весна - красна,
    Что с собою принесла?
    Принесла я для лугов
    Покрывало из цветов.
    Принесла для ёлки
    Новые иголки.
    Для осины и берёз
    Свежих листьев целые воз.

    3.Отгадывание мнемозагадки.

    Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне.

    e919cc74

    Травка зелёная,
    Солнышко весёлое,
    Птицы прилетели,
    Громко запели.

    3. Отгадывание загадки детьми.

    4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

    Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

    • Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
    • Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
    • Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
    • Есть слово, когда листья падают – листопад.
    • Есть слово-дерево – лиственница.

    Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

    4.Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

    1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы.

    b2739b23

    Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

    2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

    • Что делает весной солнце?
    • Как солнце весной светит и греет?
    • Что делают ручьи?
    • Какие изменения происходят на реках?
    • Что такое проталины?
    • Как называются самые первые цветы?
    • Что сделали насекомые?
    • Что можно сказать про вербу?

    3. Повторное чтение рассказа.

    4. Пересказ текста детьми своими словами.

    5.Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

    1.Рассматривание мнемодорожек.

    2.Составление предложений по мнемодорожкам.

    69f639e5

    e957f9ab

    470d14c0

    d439e914

    • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
    • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
    • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
    • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

    3.Рассматривание мнемотаблицы

    a340bd

    4.Составление рассказа о весне логопедом.

    Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

    Воробей

    f0a342d5

    Воробей с березы
    На дорогу прыг
    Больше нет мороза
    Чик-чирик.

    Заключение

    Практическая значимость

    После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Намного быстрее и качественнее заучивают стихи, загадки, обогащают свой словарный запас.                                                               Выводы: Использование приемов и методов немотехники позволяет детям старшего дошкольного возраста овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирует интерес и потребность в чтениии восприятии стихов, загадок.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

    Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

    Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя для развития связной речи.

    У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.Односложная речь состоит из простых предложени...

    ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

    ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

    «Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»

    Материал рекомендован воспитателям  для работы с детьми по развитию связной речи....

    Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"

    Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"...

    План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

    Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...