Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"
материал (логопедия, старшая группа) по теме

Утте Инесса Анатольена

 

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_svyaznoy_rechi.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».

1. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: игровой.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: продолжительный.

        

2. Актуальность проблемы

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания.  

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

3. Цель проекта:

Научит детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

4. Задачи проектной деятельности:

  1. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
  4. Обогащение словарного запаса.

5. Содержание проекта.

Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, на занятиях по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который  позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

6. Участники проекта:        

Дети старшего дошкольного возраста.

7. Предполагаемый результат:

  1. Сформированные коммуникативные навыки общения;
  2. Повышения уровня мотивации к занятиям;
  3. Развитость графо-моторных функций.

 

Работа с мнемотаблицами

Игра «Отгадай»

(отгадывание мнемозагадки)

  1. Рассматривание мнемотаблицы.
  2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

        Солнце светит, но греет слабо. Часто идет дождь. Дует ветер. Люди надевают теплую одежду. Животные готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.

               3. Отгадывание загадки детьми.

Пересказ рассказа «Осень наступила»

по опорным картинкам

        1. Чтение логопедом текста «Осень» и демонстрация опорных картинок.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под зонтиком.

  1. Ответы на вопросы по содержанию.
  2. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
  3. Пересказ ребенком текста своими словами.

Составление рассказа об осени детьми.

Занятие по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Рыбы»

(обучение составлению рассказа-описания щуки)

Цели:

  1. Обучать составлению рассказа-описания щуки с использованием графического плана.
  2. Учить отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки.
  3. Учить образовывать родственные слова к слову «рыба».
  4. Учить согласовывать числительные с существительными.
  5. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

        Игры: «Загадки золотой рыбки», Дерево родственных слов», «Рыболов»; «Копилка слов»; карточки с цифрами от 1до 5; игрушка кот; схемы для составления описательного рассказа.

Ход занятия.

         Дети входят в кабинет логопеда. На столе лежат «чешуйки» с текстами загадок. Дети берут по одной «чешуйке», логопед зачитывает загадку и предлагает запомнить отгадку. Отгадавший загадку ребенок прикрепляет «чешуйку» к рыбке и садится на место.

Логопед. Дети, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей.

Выполнение лексико-грамматических упражнений.

  1. Игра «Дерево родственных слов»

Логопед. В нашей реке живет непростая рыбка. Она волшебная, золотая. А на берегу реки растет дерево. Но это дерево тоже не простое. На нем растут не листья, а слова и все эти слова похожи на слово «рыба».

Есть слово маленькое, ласковое – рыбка.

Есть слово большое – рыбища.

Есть слово красивое, слово-признак – рыбный.

Есть слово-действие – рыбачить.

Есть слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много, - рыбы.

Есть слово-человек – рыбак или рыболов.

        Подул вдруг ветерок и все слова – листики упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево.

Дети называют слова и прикрепляют листики на дерево.

        2. Работа с мнемотаблицей на слово «рыболов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя для развития связной речи.

У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.Односложная речь состоит из простых предложени...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"

Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.

Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно ...