Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя для развития связной речи.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.

Односложная речь состоит из простых предложений. Дети не могут сформулировать вопрос и дать развернутый ответ. Навыки культурной речи также отсутствуют, не умеют использовать интонации и темп речи.

Моя задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать об интересных событиях.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память: дети лучше запоминают предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту.

Вспоминаем поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_proekt_moy.docx582.61 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите название организации]

Шабельник Фарида Сабировна

Воспитатель ГБДОУ  детский сад № 8 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Артем

[Выберите дату]


Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по

развитию связной речи

дошкольников.

Актуальность темы:

У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.

Односложная речь состоит из простых предложений. Дети не могут сформулировать вопрос и дать развернутый ответ. Навыки культурной речи также отсутствуют, не умеют использовать интонации и темп речи.

Моя задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать об интересных событиях.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память: дети лучше запоминают предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту.

Вспоминаем поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Цель работы: Использовать мнемотехнику в образовательном процессе, как в совместной, так и самостоятельной деятельности.

Задачи: Развивать память, образное мышление и внимание;

                Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы и образы (перекодирование информации);

                 Формировать умения и навыки восприятия, воспроизведения .

                Развивать творческие способности детей, уметь самим составлять схемы и воспроизводить их;

                Способствовать развитию  связной речи , расширению и обогащению словарного запаса детей;

Я решила использовать метод  мнемотехники для развития речи.

                Мнемотехника-это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих  обьем памяти путем образования дополнительных ассоциаций  Такие приемы особенно важны для дошкольников

Правила при работе с мнемотехникой:

1.Занятия провожу  по принципу – от простого к сложному.

Начинаю с мнемоквадратов  и постепенно перехожу  к мнемоцепочкам.

2. Таблицы и схемы должны быть цветными ,так ребенку будет легче и веселее.

3. На первой схеме или таблице число квадратов не должно превышать  число девять, потому что это предельно допустимый объем для ребенка.

Самый простой вид мнемотехники – это картинки. Например, группа , которую посещает  ваш ребенок называется «Пчелка», .на шкафчике также изображена пчелка. Таким образом , ребенок запоминает, что его вещи-это те, которые находятся под определенной картинкой

Самые  известные мнемоквадраты-это знаки зодиака.

Далее следуют мнемодорожки.. Задача ребенка найти что-то общее между картинками. 

Или, например: носки, брюки, туфли, куртка. Это последовательность действий, по которым дети собираются на улицу. Если на улице зима, мнемодорожка  увеличивается.

Далее следует мнемотаблица- рисунки  основных звеньев сюжета сказки или стихотворения. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и слова.

При ознакомлении с художественной литературой или обучении составлению рассказов я также использую мнемотехнику. С детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации  и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.  Дети постарше могут сами выбрать элементы модели, последовательно их расположить в единую модельную цепь, необходимую для пересказа произведения.

Таким образом, ребенок начинает  проявлять творческую самостоятельность, т.е придумываем вместе с ним  мнемодорожки,  мнемотаблицы.

Но , работа по развитию связной речи не ограничивается только мнемотаблицами.  Также использую печатные игры, сказки-пересказки, речевые игры и др..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"

Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"...

использование приемов мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи

Развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи...

Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет по...