Главные вкладки

    Консультация для воспитателей Тема: «Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей»
    материал на тему

    Галушко Людмила Степановна

     Формирование связной речи дошкольников  при использовании заместителей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_dlya_vospitateley_formir.svyaznoy_rechi.docx17.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Тема: «Формирование связной речи дошкольников

    при использовании заместителей»

    Ребёнок начинает знакомится с литературой в раннем возрасте. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

    Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий.

    Особое место в жизни ребенка занимает сказка, где соседствует добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль. Дети выражают свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы эмоционально проживают её. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними – задача не простая для маленького ребенка. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, и они могут повторять их неоднократно («А у волка были большие зубы», «У него была пасть страшная» и т.д.), забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

    Важным средством познания является наглядное моделирование, т.е. использование детьми разного рода условных заместителей предметов. Поэтому и для выявления структуры сказки можно использовать различные наглядные модели. Уже с трех лет можно начинать разыгрывать сказки с их помощью, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними. Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребенок прослушал выразительное чтение сказки, ответил на вопросы, разыграл сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрел иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. В дальнейшем это поможет самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

    Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного   ряда. Она может выглядеть как постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Например, сказка «Репка», во 2 младшей группе. После первого чтения сказки вспомнить вместе с детьми: кто за кем тянул репку? А в следующий раз понадобятся вырезанные из бумаги желтый кружок (репа) и шесть полосок разной длины для персонажей. Взрослый обсуждает с ребенком, кого из героев произведения будет заменять та или иная полоска. Попросить ребенка разложить эти полоски по порядку и назвать, кто это такие могут быть (дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). На следующем этапе  работы,  по мере прочтения сказки, ребенок разыгрывает её с помощью этих полосок. А затем он сам может рассказывать и играть под собственное рассказывание.

    С трехлетними детьми можно также использовать двигательное моделирование. Например, вы можете разыграть с детьми сказку«Лиса, заяц и петух». После первого чтения сказки взрослый обсуждает её и задает детям вопросы; Про кого эта сказка? Какая была Лиса?  Как она выглядела? А по характеру? Какой был зайчик? Собаки? Медведь? Петушок? А кто понравился больше всех? Почему?

    Важно обратить внимание малыша на характеры персонажей, ведь они глубоко символичны: Лиса – хитрость, Зайка – беззащитный, Петушок – храбрость. Можно показать, как кто ходит, с помощью выразительных движений раскрыть эти характеры. Поиграть с детьми: загадывать и отгадывать по очереди, кого вы избрали.

    А при повторном чтении разыграть эту сказку с помощью кружков одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух). Договариваемся с детьми, к кому из персонажей подходит кружок какого цвета, и дети показывают соответствующий кружок. В этом случае взрослый рассказывает сказку, а ребенок выполняет все нужные действия (ушел, пришел и т.д.). На фланелеграфе, где будет разыгрываться   сценка, можно расположить декорации, вырезанные из бумаги: домики лисы и зайца, елочки.

    В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования: двигательное и сериационный ряд. Например, для разыгрывания сказки Л.Н.Толстого: «Три медведя». После первого чтения так же вопросы детям: Про кого эта сказка? Как девочка попала к медведям? Как звали самого большого медведя? Среднего? Маленького? У кого была самая большая чашка? Средняя? Маленькая? У кого был самый большой стул? Средний? Маленький? У кого была самая большая кровать? Средняя? Маленькая? Почему девочке удалось убежать от медведей?

    Когда прочитали сказку второй раз, можно в нее поиграть. Детям даются  три круга: большой, средний и маленький. Они вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем взрослый рассказывает сказку, а дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия. Это поможет ребенку более внимательно следить за содержанием сказки, выделять в ней значимые моменты. А можно разыграть сказку по ролям с помощью тех же кружков и куколки-девочки.

    При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (н-р, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение величины героев (н-р, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательные – темными (н-р, Баба Яга или злой волк могут обозначатся черным кругом, а добрый молодец – белым).

    Задания можно усложнить, предлагая детям не только распределить между персонажами сказки нужные  круги или полоски, но и выбрать из них те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребенок должен уже мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать соответствующие модели (н-р, сказка «Волк и семеро козлят»).

    Если дети легко выполняют задание, предложить им самим придумать, как можно обозначить персонажей сказки.

    Дети средней группы могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители, например сказка «Смоляной бычок», где замещение осуществляется по внешним признакам. На первом занятии идет знакомство со сказкой. Задаются вопросы по содержанию сказки, придумывание новых вариантов сказки. На втором занятии идет подбор заместителей предметов и узнавание ситуации сказки по заместителям. Я предлагаю детям поиграть в сказку «Смоляной бычок». На фланелеграфе размещаю вырезанный из бумаги домик. Затем показываю детям кружки и объясняю, что вместо бычка и зверей будут эти кружки. Показываю отдельно каждый кружок, и дети говорят, вместо какого зверя будет каждый кружок: черный – бычок, коричневый – медведь, белый – заяц.  После разыгрывания  сказки убирается весь материал, остаются только два круга (бычок и медведь). Взрослый просит ребенка рассказать, что происходит в данный момент, и помогает ему как можно точнее пересказать нужный эпизод. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают сказку полностью. Можно разыграть и рассказать такие сказки, как «Лисичка со скалочкой»,  «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Красная Шапочка» и т.д.

    Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста ребенок начинает самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.

    Тексты литературных произведений, беседы с взрослыми – материал, из которого строится собственно речевое развитие. Взрослый должен подчеркивать в текстах и беседах новые слова, выделять средства художественной выразительности (эпитеты,  сравнения, метафоры), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать все это богатство родного языка в собственной речи дошкольника.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

    К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

    Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

    Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

    Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях  дошкольного учреждения  возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....

    Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.

    Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемоте...

    Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие связной речи с использованием дидактических игр»

    Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, я провожу занятия в игровой форме, т. е. играя-обучаю. Во ...

    Консультация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр»

    Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмот...

    Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

    Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...