Главные вкладки

    Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.
    проект (старшая группа) на тему

    Гавриленко Любовь Петровна

    Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ассоциативная память самая надёжная.

       Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,  зрительное и слуховое внимание, воображение, речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok.odt29.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Промышленновский детский сад Сказка»

    Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.

    Старшая и подготовительная группы

    Воспитатели:

    Гавриленко Л. П

    Промышленная 2014г

    Пояснительная записка

     

     «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

    К. Д. Ушинский

    Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

     Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

    Что делать? Как исправить ситуацию?

           Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

          Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как  системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение  объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ассоциативная память самая надёжная.

       Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,  зрительное и слуховое внимание, воображение, речь.

    Инновационный характер направления:

    заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания  и  игрового характера деятельности. Визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников). Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать  особенности каждого ребенка в области познания.

    Цель направления:

     Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

    Гипотеза:

    Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.

    Дидактические задачи:

    • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
    • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
    • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

    Средства для реализации поставленных целей: 

    НОД по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

        Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

          Основные задачи мнемотехники:

    1. Развитие всех видов памяти:

    - зрительной,

    - слуховой,

    - ассоциативной,

    - словесно – логической,

    - отработка различных приёмов запоминания.

    2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).

    3.  Развитие образного мышления ( кодирование любой информации).

    4. Решение различных общеобразовательных, дидактических  задач, ознакомление с различной информацией.

    5. Развитие смекалки, тренировка внимания.

    В содержание методики мнемотехники входят:

    • освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.;
    • упражнения на развитие различных параметров внимания;
    • развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

        Как и  любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.

             Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

             Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

            Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Этапы использования мнемотаблиц.

    1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
    2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
    3. Осуществляется пересказ информации с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминании
    4.  Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
    5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

            Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений.

    Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Этапы работы над стихотворением:

    1. Выразительное чтение стихотворения.
    2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
    3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
    4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
    5. Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
    6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
    7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

    Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц при разучивание стихотварений.

    Старшая группа.

    Месяц

    Образовательная деятельность
    (Стихотворения)

    Цели, содержание

    Часы (Всего 144 часа)      

    СЕНТЯБРЬ

    Осень

    Перелетные птицы

    Игрушки

    Дождь в лесу

    •   составление   мнемотаблиц   для  выразительного  чтения  наизусть;
    • выразительно   читать  наизусть  стихотворение, интонационно  передавать  спокойную   грусть  осенней природы
    • 3

    3

    3

    3

    ОКТЯБРЬ

    Бабье лето

    Осенью

    Листоход

    Все дождь и дождь

    • составление   мнемотаблиц   для  выразительного  чтения  наизусть;
    • выразительно   читать  наизусть  стихотворение, интонационно  передавать  спокойную   грусть  осенней природы
    • 3

    3

    3

    3

    НОЯБРЬ

    Улетают, улетели

    Осенний сад

    Прощальная улыбка ноября

    Первый снег

    • составление   мнемотаблиц    для стихотворения;
    • передавать   текст  точно,  последовательно,  выразительно
    • 3

    3

    3

    3

    ДЕКАБРЬ

    Письмо на снегу

    Зимующие птицы

    Зимние забавы

    Новый год

    • использование  для  выразительного  чтения  наизусть  готовые   мнемотаблицы;
    • интонационно  выразительно  передавать  любование  картиной  зимней  природы  при  чтении  наизусть  стихотворения

    3

    3

    3

    3

    ЯНВАРЬ

    Январь

    Встречас зимы

    Мороз

    Белая береза

    • использование  для  выразительного  чтения  наизусть  готовые   мнемотаблицы;

    интонационно  выразительно  передавать  любование  картиной  зимней  природы  при  чтении  наизусть  стихотворения

    3

    3

    3

    3

    ФЕВРАЛЬ

    Февраль

    День защитников отечества

    Зимой

    Будущим мужчинам

    • составление   мнемотаблиц   для  выразительного  чтения  наизусть;
    • интонационно  передавать  нежность, любование   зимней  природой

    3

    3

    3

    3

    3

    МАРТ

      Капель

    Жаворонок

    8 Марта женский день

    Весенние воды

    •  использование  для  выразительного  чтения  наизусть  готовые   мнемотаблицы;

    интонационно  выразительно  передавать  любование  картиной  весенней природы  при  чтении  наизусть  стихотворения

    3

    3

    3

    3

    АПРЕЛЬ

    Апрель

    Космос

    Весна

    Дом. Семья

    • использование  для  выразительного  чтения  наизусть  готовые   мнемотаблицы;

    интонационно  выразительно  передавать  любование  картиной  весенней  природы  при  чтении  наизусть  стихотворения

    • 3

    3

    3

    3

    МАЙ

    Первый ландыш

    Радуга

    Цветы

    Лето

    • составление   мнемотаблиц   для  выразительного  чтения  наизусть;
    • выразительно   читать  наизусть  стихотворение, интонационно  передавать  спокойную   цветущюю весеннию природы
    • 3

    3

    3

    3


    Диагностические исследования

     

       Диагностика слуховой памяти у детей 4 – 5 лет: воспитатель произносит 10 слов: окно, небо, лето, ветка, река, сетка, дом, снег, стул, город. Слова читаются монотонно, с интервалом 1-2 секунды. Затем педагог просит ребенка повторить слова, которые он запомнил.

    Диагностика зрительной памяти у детей 4- 5 лет: воспитатель показывает 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просит ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.

    Критерий оценок (зрительная память) :

    высокий уровень - 7 - 10 картинок;

    средний уровень - 4 - 7 картинок;

    низкий уровень - 0 - 4 картинок.

    Критерий оценок (слуховая память) :

    высокий уровень - 6 - l0 слов;

    средний уровень - 3 - 6 слов;

    низкий уровень - 0 - 3 слов.

         

    Работа с родителями

         Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности воспитателей, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

    Перспективный план работы с  родителями.

    Месяц

    Содержание

       Сентябрь

     Консультация для родителей что такое мнемотехника

       Ноябрь

     Папка - передвижка  с  образцами   мнемотаблиц  составленных  по  произведениям (стихи,  рассказы, сказки)

       Февраль

     Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями  мнемотаблицы  по  произведениям (стихи)

        Март

     Информационная  ширма  «Мнемотехника  для  детей  »  

        Апрель

      Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями   стихотворения по  готовой  мнемотаблице.

    Выводы

    На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

    Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

    Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

    Мнемотаблицы использую :

    • для обогащения словарного запаса;
    • при отгадывании и загадывании загадок;
    • при заучивании стихов.

    Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

    Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

    Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

    • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
    • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
    • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
    • словарный запас выходит на более высокий уровень;
    • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Литература:

    1. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

    1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985.
    2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.  
    3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.
    4. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей Тема: «Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей»

    Формирование связной речи дошкольников  при использовании заместителей....

    Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»

    Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевыми нарушениями служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают врем...

    Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

    Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников, ребенку дошкольнику трудно...

    Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

     Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

    Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)

    Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...

    Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц на тему «В гости к Лесовичку» в средней группе

    Способствовать развитию связной речи детей через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц....

    Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц

    Мною был разработан перспективный план работы с детьми по использованию мнемотехники....