«Создание и использование мнемотаблицы при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Исаенко Анна Александровна

  Как же помочь детям выучить сложное стихотворение? Предлагаю освоить технику мнемотаблицы, которая поможет ребенку дошкольного возраста выучить стихотворение быстро и в игровой форме. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsa.docx227.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад №61 Невского района г. Санкт-Петербург

Методическая разработка по развитию речи

«Создание и использование мнемотаблицы при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Исаенко Анна Александровна

2021 г.

  Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

  Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти.

  Особенно эффективны при разучивании стихотворений - мнемотаблицы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

  Начинается работа с простейших мнемоквадратов, проводится работа над словом. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

  Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

  Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

  Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

  Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

  Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

  Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

  На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются перед детьми. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по зарисованным картинкам, опираясь на них.

  Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

 Данная методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

  На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

1.    Выразительное чтение стихотворения Воспитателем, сообщение детям о том, что они будут его учить;

2.    Беседа по содержанию стихотворения (выявление основной мысли, выделение персонажей)

3.    Воспитатель читает отдельно каждую строчку (или две/отдельное слово), а ребёнок придумывает ассоциацию/образ и зарисовывает её (или рисует воспитатель).

4.    Дети рассказывают стихотворение, опираясь на зарисованные образы

5.   Дети рассказывают стихотворение без помощи образов - мнемотаблицы.

Таким образом, процесс запоминания информации разделяется на 4 этапа:

  • кодирование элементов информации в зрительные образы;
  • соответственно, сам процесс запоминания;
  • запоминание последовательности строчек стихотворения;
  • закрепление в памяти.

  В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и таким образом развиваем речь ребенка и основные психические процессы - память, внимание и образное мышление.   Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений более простым, интересным, творческим.

  Например, используя стихотворение В.Степанова, можно составить мнемотаблицу в которой каждая строчка – представляет собой символ в ячейке. Вот что может получиться.

     Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

В.Степанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)

Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Классический способ заучивания ...

Консультация для родителей по теме «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Один из приёмов разучивания – мнемотехника....

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Этапы при разучивании стихотворений. Детские работы по созданию мнемотаблиц....

«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста....