Главные вкладки

    Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014
    статья по развитию речи на тему

       Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для педагогов и родителей

    «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений

    с детьми дошкольного возраста»

                                            Одинцева Анна Викторовна, воспитатель

    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»

    Россия, Красноярский край, 662547г. Лесосибирск

    Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников,  ребенку дошкольнику трудно проанализировать, запомнить, а значит и воспроизвести. Это тенденция современного мира.                                         У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.                                                             Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания  информации  и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциацийКак любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.                                                Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 
       Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 
            Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок. 

    Пример: Стихотворение «Осень» А.Н. Плещеев

    1 Осень наступила,

    9  Туча небо кроет,

    2  Высохли цветы

    10 Солнце не блестит

    3  И глядят уныло

    Голые кусты.

    11 Ветер в поле воет,

    5  Вянет и желтеет

    Травка на лугах

    12 Дождик моросит.

    Только зеленеет

    Озимь на полях

    13 Зашумели воды

     Быстрого ручья,

    15 Птички улетели

    В теплые края.

    Данное стихотворение достаточно сложное даже для старших дошкольников, но дети смогли выучить его в рамках НОД (30 мин). По истечении 3-х дней мы вновь вернулись к этому произведению. Сначала дети рассказали с опорой на таблицу, далее уже повторяли самостоятельно.                                                                         На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних - дети самостоятельно её заполняют, т.е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.  С чего нужно начать работу?                                                                                            

    Описание методики

    1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
    2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
    3. Воспитатель  читает отдельно каждую строчку или две ( или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ ( картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог, в зависимости от возрастной группы);
    4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы;
    5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

    Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, описанию картин ( как сюжетных, так и пейзажных), пересказу сказок, разучивании загадок и потешек  во всех возрастных группах. Данную методику по разучиванию стихотворений мы рекомендуем для родителей, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие "Картотека мнемотаблиц для разучивания стихов с детьми дошкольного возраста"

    Картотека предназначена для работы с детьми по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"....

    Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»

    Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевыми нарушениями служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают врем...

    Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)

    Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...

    Учебно-методическое пособие "Использование ИКТ и приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста."

         Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с па...

    Буклет - памятка: "Использование мнемотаблиц в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

    Памятка использования мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста....

    Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

    Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Классический способ заучивания ...