Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»
консультация по развитию речи (средняя группа) по теме

Галушина Оксана Викторовна

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевыми нарушениями служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление. Для разучивания стихотворений  можно использовать мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №37

Консультация для родителей по теме:

«Использование мнемотаблиц

      при разучивании стихотворений с детьми»

                                                   

                                                   

                                             Подготовила:

                                                 Галушина О.В.,

                                                   учитель-логопед

октябрь,2013г.


      «Давай выучим стишок к празднику!» – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.

Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытывают особые затруднения в усвоении заданий по развитию речи: они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже  и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Правильная организация  обучения детей с нарушенной  речью – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление.

При разучивании стихотворений суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Используемые интернет-ресурсы:

1.http://www.boltun-spb.ru

2.http://www.school2100.ru/upload/iblock/115/1155edb0517addc3483eb923d02f227

7.pdf

3.http://ds-478.nios.ru

Resource id #2090

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?".

Данная консультация поможет родителям заучиватьстихи дома с детьми....

Мастер – класс по теме «Использование мнемодехники при разучивании стихотворений»

Цель: Познакомить слушателей РМО с одним из видов мнемотехники при разучивании стихотворений Задачи: Познакомить с актуальностью использования мнемотехники при развитиипамяти и ре...

Консультация для родителей на тему: «Использование игрового логопедического самомассажа с детьми дошкольного возраста»

Самомассаж как нетрадиционная логопедическая технология. Цель и приемы логопедического самомассажа....

Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.      ...

Тема: Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Цель: Ознакомление родителей с системой методов иПриёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихов методом мнемотехнике.Ознакомление и последующие применение р...