Консультация для родителей на тему: «Использование игрового логопедического самомассажа с детьми дошкольного возраста»
статья по логопедии

Самомассаж как нетрадиционная логопедическая технология. Цель и приемы логопедического самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_logopedicheskiy_samomassazh.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Использование игрового логопедического самомассажа с детьми дошкольного возраста».

                                                               Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ д/с №53

                                                                   О.А. Бадайкина

                                                         17.12.2019

Самомассаж относится к нетрадиционным логопедическим технологиям. Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей. Также самомассаж может использоваться для профилактики дизартрических расстройств у детей раннего дошкольного возраста.
Массаж – это метод лечения и профилактики с помощью механического воздействия на различные участки тела человека Самомассаж лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Длительность одного сеанса для детей дошкольного возраста составляет 5 -10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приёмов, причём они могут варьироваться в течение дня.
Перед выполнением приёмов самомассажа ребёнок должен принять спокойную, расслабленную позу. Он может сидеть или находиться в положении лёжа (после дневного сна). Обучая ребёнка самомассажу, родители показывают каждый приём на себе и комментирует его. Ребёнок выполняет массажный приём самостоятельно, вначале с помощью зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приёмы самомассажа будут освоены ребёнком, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую, спокойную музыку.
Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица,губ,языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

Самомассаж мышц головы и шеи:

1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица:

1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.

3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.

5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.

6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

7. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

8. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

9. «Расческа» - поглаживание губ зубами.

10. «Молоточек» - постукивание губ зубами.

11. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

13. «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

14. «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.

15. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

16. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами«чух – чух - чух».

17. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.

18. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.

19. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж языка:

1. Поглаживание языка губами.

2. Пошлепывание языка губами.

3. Поглаживание языка зубами.

4. Покусывание языка зубами.

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память, зрительно - моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.

Логопедический игровой самомассаж лица.

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).

Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)
Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам)
Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).
Губки тянем влево-вправо (выполнять соответственно словам).
Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).
Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).
И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).
Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).
Ведь они устали, им отдохнуть пора.
По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху - вниз)

Игровой логопедический самомассаж и артикуляционные упражнения с элементами самомассажа способствуют:


1.Нормализации мышечного тонуса;
2.Укреплению мышц артикуляционного аппарата;
3.Развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Уважаемые родители! Пусть занятия по логопедическому самомассажу с детьми будут интересными! Будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель: Медведева Ольга Васильевна

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»Что такое мнемотехника?Слова «мнемотехника» и «мнемоника&ra...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.Может использоваться, как консультация для родителей....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания...

Консультация для родителей и воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (Октябрь 2022 год)

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....