Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
    консультация

    Тамонова Татьяна Николаевна

    Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему:

    «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».

                                      Что такое мнемотехника?

    Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

    Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

    МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

    МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

    Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

    В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

    • маленький словарный запас
    • неумение согласовывать слова в предложении
    • нарушение звукопроизношения
    • плохое развитие связной речи
    • несформированность психических процессов
    • несовершенство различных видов мышления.

    Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

    Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

    Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

    Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

    Мнемотехника помогает развивать:

    • зрительную и слуховую память
    • зрительное и слуховое внимание
    • воображение
    • восприятие
    • развивает кругозор
    • развивает все стороны речи

    Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

    1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

    2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

    3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

    5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

    6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

    7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

    8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

    12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

    Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

    https://otvet.imgsmail.ru/download/u_36f5be21b3f77b4b657d38f1854b8205_800.jpg

    I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

    Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

    В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

    Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

    Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

    На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа:

    • «Подскажи словечко»,
    • «Найди пару»,
    • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст,
    • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.

    II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

    Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

    На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

    Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

    III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

                                Что такое мнемотаблица?

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

    Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

    • для ознакомления детей с окружающим миром
    • при заучивании стихов
    • при пересказах художественной литературы
    • при обучении составлению рассказов
    • при отгадывании и загадывании загадок
    • для обогащения словарного запаса
    • при обучении составу числа
    • при воспитании культурно-гигиенических навыков
    • при воспитании навыков самообслуживания
    • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

    Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

    • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
    • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
    • соответствовать уровню развития детей.

    На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

    Мнемотаблицы бывают двух видов:

    1. обучающие - содержат познавательный материал.

    2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

    Как работать с мнемотаблицей.

    Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

    Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

    Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

    Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

    Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

    Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

    Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

    Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

    презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

    Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....

    презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

    Презентацию "Использование метода мнемотехники в работе с дошк." можно использовать и воспитателям и родителям....

    Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

    Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

    Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».

    «Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

    Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

    Цель:  Показать актуальность сказкотерапевтических  занятий с детьми дошкольного возраста....

    Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"

    Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"...