Консультация для родителей на тему: «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста».
консультация (младшая группа)

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других — бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющие воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы «Ладушки»; «Идет коза рогатая»; «Поехали-поехали», вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки- первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении.

Ведь в период привыкания к новой обстановки он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю, ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Я использую в адаптационный период различные потешки, например:

 Вот проснулся петушок,

 Встала курочка.

 Подымайся, мой дружок!

 Встань, мой Юрочка.

 

Кто у нас хороший?

 Кто у нас пригожий?

 Ванечка – хороший,

 Ванечка- пригожий!

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же на распев, ласково, не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Я использую потешки, чтобы заставить детей двигаться, например:

Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет, через киску упадет! Или:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка-муравка со сна поднялась.

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка -за капустку,

Детки-за молоко. Или:

Умница, Машенька,

Ешь кашку сладеньку.

Вкусную, пушистую,

Мягкую душистую.

При подготовке детей ко сну:

Вот и люди спят Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках. Лисы спят на горочках.

Зайцы спят на травушке. Детки все по люлечкам.

При пробуждении:

Наши уточки сутра: кря, кря, кря,

Наши гуси у пруда: га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно: ко- ко, ко — ко, ко — ко.

Малые формы фольклора использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождаю потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показываю, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаю процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке ладошки, а пальчики Антошке»,или:

«Водичка — водичка, умой мое личико».

Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

В дальнейшем дети используют народные потешки во время игр в «семью», например, укладывая куклу спать, девочки напевают: «Баю - баю - баю бай,ты собаченька не лай».

Выходя на прогулку и увидев кошку, сидящую на дорожке, вспоминают::

«Киска, киска, киска, брысь, На дорожку не садись».

При разучивании потешки «Кисонька- мурысенька» я сопровождала слова определёнными действиями.

Малыши старались копировать эти движения, интонацию обращения, ответа. Вариативность их действий было связано с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности.

Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать своё отношение к нему, я использую « живые картинки».

Например, при чтении потешки «Сорока- белобока» Света ставила деток сороки друг за другом раздавала им кашу, а самому последнему, «Который ничего не делал», говорила:

« А ты постой, вот тебе горшок пустой»

При чтении потешки «Расти , коса» я предлагала ребенку показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом.

В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом.

Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек «Ночь прошла», «Водичка -водичка», «Уж ты, котенька-коток».

Чтобы потешка прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание.

На занятиях я не просто читаю ту или иную песенку, потешку, а продумываю в какой форме преподнести детям, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

Например, на занятиях по конструированию малыши строили домики-теремки. Затем по предложению воспитателя каждый выбрал понравившийся домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы:

«Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?» (Предполагаемые ответы: «Кошка на окошке рубашку шьет»; «Курочка в сапожках избенку метет», и т.д.)

И еще несколько слов о потешках на тему о явлениях природы, растения, временах года. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно. Но тем не менее ребенок ситуативно познает метаморфозы вчерашнего и сегодняшнего дня, откликается «сиюминутно» на солнышко, на ветер, снег, дождь.

«Радуга-дуга! Высока и туга!»; «Ах ты зимушка-зима! Ты с морозами пришла»; «Травка-муравка со дна поднялась»; «Закатилось красное солнышко за темные леса»; «Вот и ночь пришла, темноту привела»; «Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще!».

Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследия своей национальной культуры, созданию положительного эмоционального настроения, способствует развитию разговорной речи, систематизировать работу но по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков в художественно речевой деятельности, интересы и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств.