Мастер – класс по теме «Использование мнемодехники при разучивании стихотворений»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

 Цель:

 Познакомить слушателей РМО с одним из видов мнемотехники при разучивании

 стихотворений

 Задачи:

Познакомить с актуальностью использования мнемотехники при развитии

памяти и речи в детском саду.

Дать понятие о мнемотехнике.

Познакомить с задачами использования мнемотехники.

Дать знания о структуре и видах мнемотехники.

 Познакомить с принципами работы с мнемотехникой и отбора текстов.

Обучать технологии изготовления мнемотаблицы.

Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

        

Материалы и инструменты

  1. Листочки с текстами стихов.
  2. Альбомные листы А4
  3. Цветные и простые карандаши.
  4. Фломастеры.
  5. Краски, кисточки, баночки для воды, подставки для кисточек.
  6. Эскизы будущих работ.
  7. Работы педагога, а так же детские работы мнемотехника.
  8. Видео презентация «Использование мнемодехники

при разучивании стихотворений

        

План занятия.

  1. Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие.
  2. Основная часть: понятие-мнемотехника, выполнение мнемотаблицы по стихотворению.
  3. Заключительная часть: подведение итогов занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika3.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение педагогов детских садов

Козловского района Чувашской Республики

                             Мастер – класс

по теме

«Использование мнемодехники

при

разучивании стихотворений»

                                                   Составила и провела: воспитатель

                                                      первой квалификационной категории

                                           Шакирова Светлана Петровна

 

                                                 г. Козловка 2015 г.

Тема: «Использование мнемодехники при разучивании стихотворений»

  

 Цель:  

 Познакомить слушателей РМО с одним из видов мнемотехники при разучивании

 стихотворений

 Задачи:

Познакомить с актуальностью использования мнемотехники при развитии

памяти и речи в детском саду.

Дать понятие о мнемотехнике.

Познакомить с задачами использования мнемотехники.

Дать знания о структуре и видах мнемотехники.

 Познакомить с принципами работы с мнемотехникой и отбора текстов.

Обучать технологии изготовления мнемотаблицы.

Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

         

Материалы и инструменты

  1. Листочки с текстами стихов.
  2. Альбомные листы А4
  3. Цветные и простые карандаши.
  4. Фломастеры.
  5. Краски, кисточки, баночки для воды, подставки для кисточек.
  6. Эскизы будущих работ.
  7. Работы педагога, а так же детские работы мнемотехника.
  8. Видео презентация «Использование мнемодехники

при разучивании стихотворений

         

План занятия.

  1. Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие.
  2. Основная часть: понятие-мнемотехника, выполнение мнемотаблицы по стихотворению.
  3. Заключительная часть: подведение итогов занятия.

       

Вводная часть.

 Добрый день, уважаемые коллеги!

 Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе.

 Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники при разучивании  стихотворений»

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически      опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей   работе с детьми при разучивании стихотворений

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас,    неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления.  ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта.

       Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка. Для этого можно использовать методику – мнемотехника.

      Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие       эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

     Способ «рисования стихотворений» намного  эффективнее и  привлекательнее для ребёнка, так      как организован в форме игры.

Я хочу познакомить вас с технологией разучивания стихотворений, которая показала

свою эффективность в работе с детьми. Суть этой технологии состоит в том, что разучивая  стихотворение, нужно рисовать вместе с ребёнком к каждому слову, фразе,

или строчке простой символ, рисунок-ассоциацию или рисунок-схему.    

На начальных этапах работы я вместе с детьми заполняю таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. 
Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). 

Я на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы.

Дети рисуют на собственных бланках.

Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить.

При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки.

Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру.

Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека

гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Для примера давайте вместе разберём один из вариантов мнемотаблиц.

Я раздам вам алгоритм по заучиванию стихотворений с использованием  мнемотехники.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.

Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  1. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку

уяснить основную мысль.

  1. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в

доступной для ребенка форме.

  1. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет

ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Практическая часть

Предлагаю и вам апробировать данный метод на себе.

 

Описание методики

            Берем заданное на изучение стихотворение.

           Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

            Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ,

 который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще

его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

            После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

           Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для примера, рассмотрим стихотворения Т.Барто «Наша Таня».

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед,

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного

произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень

хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества.

Выполнение работы.

Педагог:  Вы все большие молодцы! С работой справились успешно.

Педагог:  Ну, вот, на этом наше занятие подошло к концу. Свои работы можно аккуратно  

вставить в рамки или хранить в файлах. Я уверенна, что «Мнемотехника" понравится вашим воспитанникам. Экспериментируйте, творите и рисйте и запоминайте.

 Подведение итогов. Проводится опрос.

  Педагог:  Всем спасибо за участие. До новых встреч.

Список использованной литературы:

  1. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //
  2. Логопед, 2009,№5.

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники. СПб.,2005.

3. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры.

Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

4. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР /

Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед.

2008. №4. С.102 -115.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное

воспитание.1990. №10. С.16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"

Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....

Мастер-класс на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»...

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

Мастер – класс на тему «Использование абака при пересказе сказок»

доступное пособие для воспитателей при обучении детей пересказу сказок...

Мастер-класс на тему: Использование нетрадиционных материалов в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения

Мастер-класс на тему: Использование нетрадиционных материалов в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения...