Мастер – класс на тему «Использование абака при пересказе сказок»
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Бессчетнова Светлана Ивановна

доступное пособие для воспитателей при обучении детей пересказу сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m-k_abak.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Колосок»

Мастер – класс

на тему

 «Использование абака

при пересказе сказок»

Воспитатель: Бессчетнова С.И.

Ноябрь 2014 г.

Использование абака при пересказе сказок

Цель: учить использовать абак при пересказе сказок.

Задачи:

  • рассказать о значимости обучения пересказа сказок.
  • познакомить с изготовлением и использованием абака.

Ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Устная речь является фундаментом для дальнейшего развития  речи ребенка.  Становление и дальнейшее развитие речи в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач работы педагога с детьми.

 Художественная  литература является действенным средством умственного, нравственного и  эстетического воспитания, способствует формированию готовности к учению. У ребенка должен быть сформирован интерес к книге, умение воспринимать и понимать текст, самостоятельно пересказывать несложные произведения. Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в ДОУ, являясь основным видом монологической речи.

Пересказ это осмысленное  воспроизведение литературного текста в устной речи, деятельность в которой активно участвует мышление ребенка, память и воображение.   Пересказ художественного произведения положительно влияет на связанность речи, формирует навыки выразительной речи.

На проводимых занятиях по пересказу, дошкольники приобщаются к художественной речи, начинают запоминать и пользоваться образными выражениями, эмоционально окрашенной речью и словосочетаниями. Приходит понимание и правильное выражение родного языка.

Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать некоторые требования к ним. У произведения должна быть высокая художественная ценность,  лаконичность, четкость и последовательность развертывания действия, а также доступность содержания и небольшой объем. Этим требованиям соответствуют народные сказки, короткие рассказы.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи: научить   сначала, воспринимать  текст читаемый ему, а затем рассказ самого ребенка.

Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, основанных на повторе.

Хорошие результаты в обучении малышей пересказу приносит индивидуальная работа.

Во 2-й младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действий, сочувствовать, оценивать и постепенно подводить к  воспроизведению текста.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Исходным приемом является образец чтения. Подобрав произведение, воспитатель читает его, используя логическое ударение, интонацию, темп речи. Дети получают возможность выказать свое отношение к самому произведению, его героям и их поступкам. Воспитатель использует  выборочное чтение наиболее значимых и трудных отрывков. При повторном прочтении воспитатель стимулирует проговаривание детьми отдельных слов, фраз и даже предложений, где каждый ребенок может использовать варианты произнесения и выбор интонации. В подготовке детей к пересказу большую роль играют наглядные образы. Показ нагл материала уточняет идею произведения.    Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, настольного театра, создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, что пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления. Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей.  Вопросы педагога должны быть направлены на установление последовательности событий, называние действующих лиц, напоминание в тексте повторяющихся моментов и действий. Последовательность, правильность пересказа могут оказать различные средства

Одним из таких средств является абак. Абаки чаще используются на уроках математики в начальной школе при составе чисел. На занятиях по пересказу литературных произведений предлагаю использовать абак, который раскрывается как веер, позволяющий персонажам меняться друг за другом.

  1. Для приготовления абака понадобятся:
  • Картинки всех героев произведения;
  • Белый картон;
  • Клей, ножницы, толстая игла или шило, циркуль, немного проволоки.

  1. Вырежьте картинки героев. Начертите круг  радиусом на несколько сантиметров больше, чем самый высокий герой. Возьмите часть круга – это будет шаблон. По нему вырежьте столько деталей, сколько у вас героев. Можно еще одну часть использовать для названия произведения.
  2. Наклейте картинки героев на части круга.
  3. Сложите получившиеся детали и проколите их шилом у основания. 55  
  4. Проволокой скрепите детали.
  5. Ваш абак готов.

  Успехов вам в вашей работе!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"

Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....

Мастер-класс на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»...

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

Мастер-класс на тему: Использование нетрадиционных материалов в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения

Мастер-класс на тему: Использование нетрадиционных материалов в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения...

Мастер – класс на тему «Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников»

Многие ро      Родители желают, чтобы их ребенок рос  любознательным, общительным и контактным. Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный, динамичный? Как н...