Мастер-класс на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_brosovyy_material.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«Использование бросового материала в развитии творческих способностей»
План мастер- класса:
- Актуальность
- Цель.
- Задачи
- Содержание
- Формы и методы работы
- Работа с аудиторией
- Работа с родителями
- Результаты
- Рефлексия
Актуальность:
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Изготовление поделок из бросового материала способствует развитию творческих способностей у дошкольников.
Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).
Программно- методический комплекс
(слайд)
За основу своей работы я взяла программу Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду», а также ее пособие «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»
Основная цель в данном направлении: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Работу строю на основе использования гуманных методов и приемов, что помогает раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, развитию его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.
Необходимое условие приобщения детей к занятию рукоделием
– организация развивающей среды.
Слайдовая презентация - фото (показать среду)
Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы: шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы.
Программа «Радуга» предполагает наличие в группе «Ящика замечательных вещей», в котором хранятся разнообразные материалы для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.
Второе условие – организация образовательного процесса:
- в совместной образовательной деятельности;
- организация самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействие с родителями.
Третье условие – выбор содержания:
- Изготовление поделок из соленого теста
- Изготовление поделок из бумаги и картона
- Изготовление поделок из бросового материала
- Изготовление поделок из природного материала
- «Есть идея!» (изготовление подарков из самых разнообразных материалов)
В основном реализация данного содержания проходит в совместной продуктивной деятельности, во время которой использую различные методы и приёмы.
Диалог с аудиторией:
-Как вы думаете, какие методы и приёмы можно использовать с детьми во время продуктивной деятельности с использованием бросового материала?
Задание: я предлагаю проиграть с вами пальчиковую игру, которая является неким настроем на предстоящую деятельность и способствует подготовке пальцев рук к предстоящей продуктивной деятельности (пальчиковая игра «1,2,3,4,5…»)
В своей работе я использую следующие методы и приемы работы:
- дидактические игры;
- пальчиковые игры;
- игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
- беседы;
- чтение познавательной литературы.
Очень часто продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций, оформлением числовых и буквенных фризов, дефиле, праздниками.
В своей продуктивной творческой деятельности с детьми я использую разнообразный материал.
Работа с аудиторией.
-Какой бросовый материал можно использовать в младшем, среднем, старшем возрасте?
-Предполагается, что использование бросового материала для изготовления поделок начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.
Слайды:
В своей работе я использую интерактивные методы, такие как метод проектов, экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Задание для аудитории: провести эксперимент с проволокой. Какие представления, на Ваш взгляд, могут быть сформированы в ходе этого эксперимента.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы.
Диалог с аудиторией:
Какова, на Ваш взгляд, роль родителей в формировании ручных умений и навыков?
Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией.
Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
Работа с родителями проводится в разных формах: беседы, консультации, круглый стол, родительская приёмная, родительский клуб и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьёй в нашей группе отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях.
Была проведена работа с родителями по развитию творческих способностей детей через художественный труд.
1.Консультации: «Сделай вместе с малышом»,
«Не выбрасывай, пригодится!»
2. Родительский клуб «Для папочки и мамочки».
Совместно с родителями в данное время осуществляем проект «Чудеса из коробок». В перспективе последуют такие проекты, как «Под солнышком подсолнушки», «Бусы расчудесные».
Задание для аудитории: я предлагаю представить себя в роли родителей и провести совместную творческую деятельность с детьми:
Работа с аудиторией.
Предлагаю Вам разделиться с помощью фишек на три команды. У каждой команды определенный бросовый материал (коробка, банка, пластинка). На общем столе лежат материалы для творчества (природный, бросовый, декоративный материал и др.). Каждая команда изготавливает поделку по своему вкусу и фантазии, а затем, представляет и защищает ее.
Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы.
Диагностическая диаграмма позволяет проследить развитие у детей в художественном труде творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками, проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников в художественном труде.
Диагностику провожу два раза в год: в начале года и в конце учебного года. По результатам диагностики видно, как повысился уровень знаний и умений детей в конце учебного года в сравнении с началом года. Этому способствовали методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми.
Ожидаемые результаты
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников:
- развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
- формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
- формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.);
- у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка;
- у родителей повысится общий культурный уровень.
Вывод: таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА
- Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
- Захоренцев К. Д. Экспериментальная психология М.: Проспект, 2005. 208 с.
- Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Педагогика, 2005. 126 с.
- Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1991. 137 с.
- Комарова Т. С., Савенко А. А. Коллективное творчество детей. М.: Знание, 1998. 127 с.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 240 с.
- Куцакова Л. В. Творим и мастерим. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Макарова И. В. Психология: конспект лекций. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 237 с.
- Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. – 271 с.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1995. 101 с.
- Нечаева В. Г. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1964.
- Новикова Г. П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества. М.:3нание, 2000. 130 с.
- Пантелеева Л. В. Детское рукоделие. М.: Просвещение, 2005. – 128 с.
- Парамонова Л. А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.
- Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 196.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
Мастер-класс предлагает самые доступные и эфффективные для развития творческого потенциала ребенка техники рисования в детском саду....
мастер - класс для родителей по использованию бросового материала
В материале даётся мастер - класс по использованию бросового материала....
Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей.
Работа с бросовым материалом способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, однако для этого важно создать необходимые условия....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Продуктивная деятельность является одним из самых любимых видов деятельности для детей дошкольного возраста. Создавая что-то своими руками, ребенок получает результат, который он видит сам, може...
План - конспект мастер - класса для педагогов Тема : " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".
План - конспект мастер - класса....
Мастер-класс для родителей «Игры из бросового материала для развития мелкой моторики дошкольников» средняя группа
Мастер-класс для родителей«Игры из бросового материала для развития мелкой моторики дошкольников»средняя группа...
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...