Мастер-класс на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Зимагулова Татьяна Михайловна

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_brosovyy_material.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Использование бросового материала в развитии творческих способностей»

План мастер- класса:

  1. Актуальность
  2. Цель.
  3. Задачи
  4. Содержание
  5. Формы и методы работы
  6. Работа с аудиторией
  7. Работа с родителями
  8. Результаты
  9. Рефлексия

Актуальность:

     Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
    Изготовление поделок из бросового материала способствует развитию творческих способностей у дошкольников.

Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).

Программно- методический комплекс

(слайд)

За основу своей работы я взяла программу Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду», а также ее пособие «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»

Основная  цель в данном направлении: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  •  способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
  • развивать умение создавать художественные образы; 
  • развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Работу строю на основе использования гуманных методов и приемов, что помогает раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, развитию его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.

Необходимое условие приобщения детей         к занятию рукоделием

 – организация развивающей среды.

Слайдовая презентация - фото (показать среду)

Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы: шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы.

Программа «Радуга» предполагает наличие в группе «Ящика замечательных вещей», в котором хранятся разнообразные материалы для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.

Второе условие – организация образовательного процесса:  

  • в совместной  образовательной деятельности;
  • организация самостоятельной деятельности детей;
  • взаимодействие с родителями.

Третье условие – выбор содержания:

  • Изготовление поделок из соленого теста
  • Изготовление поделок из бумаги и картона
  • Изготовление поделок из бросового материала
  • Изготовление поделок из природного материала
  • «Есть идея!» (изготовление подарков из самых разнообразных материалов)

В основном реализация данного содержания проходит в совместной продуктивной деятельности, во время которой использую различные методы и приёмы.

Диалог с аудиторией:

-Как вы думаете, какие методы и приёмы  можно использовать с детьми во время продуктивной деятельности с использованием бросового материала?

Задание: я предлагаю проиграть с вами пальчиковую игру, которая является неким настроем на предстоящую деятельность и способствует подготовке пальцев рук к предстоящей продуктивной деятельности (пальчиковая игра «1,2,3,4,5…»)

В своей работе я использую следующие методы и приемы работы:

  • дидактические игры;
  • пальчиковые игры;
  • игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
  • беседы;
  • чтение познавательной литературы.

Очень часто продуктивная деятельность завершается  организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций, оформлением числовых и буквенных фризов, дефиле, праздниками.

В своей продуктивной творческой деятельности с детьми я использую разнообразный материал.

Работа с аудиторией.

-Какой бросовый материал можно использовать в младшем, среднем, старшем возрасте?

-Предполагается, что использование бросового материала для изготовления поделок начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.

Слайды:

В своей работе я использую интерактивные методы, такие как метод проектов, экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Задание для аудитории: провести эксперимент с проволокой. Какие представления, на Ваш взгляд, могут быть сформированы в ходе этого эксперимента.

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы.

Диалог с аудиторией:

Какова, на Ваш взгляд, роль родителей в формировании ручных умений и навыков?

Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией.
     Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
     С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
     Работа с родителями проводится в разных формах: беседы, консультации, круглый стол, родительская приёмная, родительский клуб и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьёй в нашей группе отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях.

Была проведена работа с родителями по развитию творческих способностей детей через художественный труд.
1.Консультации: «Сделай вместе с малышом»,
                              «Не выбрасывай, пригодится!»
2. Родительский клуб «Для папочки и мамочки».

Совместно с родителями в данное время осуществляем проект «Чудеса из коробок». В перспективе последуют такие проекты, как «Под солнышком подсолнушки», «Бусы расчудесные».

 Задание для аудитории: я предлагаю представить себя в роли  родителей и провести совместную творческую деятельность с детьми:

Работа с аудиторией.

Предлагаю Вам разделиться с помощью фишек на три команды. У каждой команды определенный бросовый материал (коробка, банка, пластинка). На общем столе лежат материалы для творчества (природный, бросовый, декоративный материал и др.). Каждая команда изготавливает поделку по своему вкусу и фантазии, а затем, представляет и защищает ее.

Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы.
Диагностическая диаграмма позволяет проследить развитие у детей в художественном труде творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками, проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников в художественном труде.
    Диагностику провожу два раза в год: в начале года и в конце учебного года. По результатам диагностики видно, как повысился уровень знаний и умений детей в конце учебного года в сравнении с началом года. Этому способствовали методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми.

Ожидаемые результаты

В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников:

  • развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
  • формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
  • формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.);
  •  у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка;
  • у родителей повысится общий культурный уровень.

Вывод: таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
  2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
  3. Захоренцев К. Д. Экспериментальная психология М.: Проспект, 2005. 208 с.
  4. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Педагогика,  2005. 126 с.
  6. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1991. 137 с.
  7. Комарова Т. С., Савенко А. А. Коллективное творчество детей. М.: Знание, 1998. 127 с.
  8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 240 с.
  9. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  10. Макарова И. В. Психология: конспект лекций. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 237 с.
  11. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. – 271 с.
  12. Мелик-Пашаев А. А.,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1995. 101 с.
  13. Нечаева В. Г. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1964.
  14. Новикова Г. П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества. М.:3нание, 2000. 130 с.
  15. Пантелеева Л. В. Детское рукоделие. М.: Просвещение, 2005. – 128 с.
  16. Парамонова Л. А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.
  17. Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 196.
  18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  19. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

Мастер-класс предлагает самые доступные и эфффективные для развития творческого потенциала ребенка техники рисования в детском саду....

мастер - класс для родителей по использованию бросового материала

В материале даётся мастер - класс по использованию бросового материала....

Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей.

Работа с бросовым материалом способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, однако для этого важно создать необходимые условия....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Продуктивная деятельность является одним  из самых любимых видов деятельности для детей дошкольного возраста. Создавая что-то своими руками, ребенок получает результат, который он видит сам, може...

Мастер-класс для родителей «Игры из бросового материала для развития мелкой моторики дошкольников» средняя группа

Мастер-класс для родителей«Игры из бросового материала для развития мелкой моторики дошкольников»средняя группа...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...