Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование театрализованных игр для развития творческих способностей старших дошкольников через взаимодействие с куклой»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кадрия Ирфановна Плотникова
«Использование театрализованных игр для развития творческих способностей старших дошкольников через взаимодействие с куклой»
Подготовила: Плотникова Кадрия Ирфановна
музыкальный руководитель
 МОУ СОШ №3 СП детский сад-школа №8
г. Маркс, 2025г.
 
Цель: Знакомство педагогов с музыкальным театром «Куклы-Хороводницы», обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении; воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.
Задачи:
Знакомство с частушками про «Кукол-Хороводниц».
Формирование интереса к данному виду творчества, желание педагогов  применять его в практической деятельности.
Создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Ход :
«Здравствуйте, коллеги!
Рада встретиться с вами!
В старину когда-то
Время не теряли
Вечерами  пряли, ткали, вышивали.
А еще когда-то
Куколок крутили
Под рукой что было -
Из того лепили.
Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
 Главная черта русских народных кукол – чистый лик (отсутствие носа, рта и глаз). Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".
 Народные куклы разделяют на три вида:
- игровые - это куклы, которые   предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, столбушка, тульская барыня и другие).
 - обрядовые -  это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (крупеничка, кормилица, кувадки , масленица, коза). С ними ходили по дворам ряженые, колядовали, совершали обряды. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям.
- обережные – это   куклы, которые были призваны защищать и оберегать, как взрослых, так  и детей (лихорадки ,купавка, неразлучники, пеленашка) Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Славяне издревле защищали себя и своих близких при помощи кукол-оберегов. В каждой избе был красный угол, где обязательно присутствовали обережные тряпичные куклы.
Ну, что ж коллеги,  а сейчас я вас познакомлю со своими куклами-«Хороводницами» (достаю одну)
   Народная кукла Хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережных обязанностей.   Изготавливали ее на палочке-основе.
          При вращении палочки куколка весело крутилась, оживала в танце, что поднимало настроение, изгоняла плохие мысли, изменяя окружающую энергетику на позитивную.
           Каждому ребенку делали обычно сразу две куклы – по одной в каждую руку (вдвоем хоровод вести веселее). Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев.
              «Хороводница» выполняла функцию тренажера: развивала кисти обеих рук, мелкую моторику, внимание, творческое воображение.
             Игра с Хороводницей имела и практическое значение: юная помощница приобретала нужные в работе навыки. Повзрослев, девочка могла быстрее научиться вязать, вышивать и прядению пряжи. Работая с прялкой, нужно было одновременно подкручивать ниточку и крутить веретено. Вот здесь и пригодились навыки, которые девочка приобрела, играя с куколкой Хороводницей. Так мудрые предки, не навязчиво приучали ребятишек рукоделию, усидчивости, вниманию.
        Хороша забава, да еще, какая полезная!
-Ну, а теперь  я приглашаю  Вас в дружный хоровод. Кто-то песенку поет, кто-то пусть куклу берет. Давайте разделимся.
«Частушки про Кукол-Хороводниц»
1.Мы споём вам песенку про куклу-хороводную
Очень симпатичную куколку тряпичную
2.Словно руки бабушки-мягонькие лапушки
Тёплые уютные - куколки лоскутные.
3.Эта кукла-оберег, твоя помощница навек
Люби её и уважай, и никогда не обижая.
4.Кручу, верчу - создать хочу,
Куколку красивую, дивную и милую.
5.Моя куколка грустит, не с кем хоровод водить
Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.
6.Лоскуток,  лоскуток, да ниток  катушка
И в умелых руках оживет игрушка. 
7. Есть иголка у меня, ножницы, наперсток,
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых. 
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное, сама выдумаю имя.
8.Куколка любимая я тебя люблю
Перед сном я для тебя песенку спою.
9.Баю - баюшки –баю, спать укладываю.
Ты собачка не лай, мою детку не пугай.
10.Куколка на палочке закружилась в пляске
Помогают пальчики очутиться в сказке.
11.Кручу, верчу - создать хочу,
Куколку красивую, дивную и милую.
 
Вот какой хоровод у нас получился!
«Спасибо, всем  за внимание и старание, и понимание!»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass-kukla-horovodnitsa.doc22.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Мастер-класс по теме:                                                                                                                     «Использование театрализованных игр для развития творческих способностей старших дошкольников через взаимодействие с куклой»

Подготовила: Плотникова Кадрия Ирфановна
музыкальный руководитель
 МОУ СОШ №3 СП детский сад-школа №8

г. Маркс, 2025г.

Цель: Знакомство педагогов с музыкальным театром «Куклы-Хороводницы», обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении; воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.

Задачи:

Знакомство с частушками про «Кукол-Хороводниц».

Формирование интереса к данному виду творчества, желание педагогов  применять его в практической деятельности.

Создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Ход :

«Здравствуйте, коллеги!

Рада встретиться с вами!

В старину когда-то

Время не теряли

Вечерами  пряли, ткали, вышивали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

 Главная черта русских народных кукол – чистый лик (отсутствие носа, рта и глаз). Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

 Народные куклы разделяют на три вида:

- игровые - это куклы, которые   предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, столбушка, тульская барыня и другие).

 - обрядовые -  это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (крупеничка, кормилица, кувадки , масленица, коза). С ними ходили по дворам ряженые, колядовали, совершали обряды. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям.

обережные – это   куклы, которые были призваны защищать и оберегать, как взрослых, так  и детей (лихорадки ,купавка, неразлучники, пеленашка) Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Славяне издревле защищали себя и своих близких при помощи кукол-оберегов. В каждой избе был красный угол, где обязательно присутствовали обережные тряпичные куклы.

Ну, что ж коллеги,  а сейчас я вас познакомлю со своими куклами-«Хороводницами» (достаю одну)
   Народная кукла Хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережных обязанностей.   Изготавливали ее на палочке-основе.

          При вращении палочки куколка весело крутилась, оживала в танце, что поднимало настроение, изгоняла плохие мысли, изменяя окружающую энергетику на позитивную.

           Каждому ребенку делали обычно сразу две куклы – по одной в каждую руку (вдвоем хоровод вести веселее). Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев.

              «Хороводница» выполняла функцию тренажера: развивала кисти обеих рук, мелкую моторику, внимание, творческое воображение.

             Игра с Хороводницей имела и практическое значение: юная помощница приобретала нужные в работе навыки. Повзрослев, девочка могла быстрее научиться вязать, вышивать и прядению пряжи. Работая с прялкой, нужно было одновременно подкручивать ниточку и крутить веретено. Вот здесь и пригодились навыки, которые девочка приобрела, играя с куколкой Хороводницей. Так мудрые предки, не навязчиво приучали ребятишек рукоделию, усидчивости, вниманию.

        Хороша забава, да еще, какая полезная!

-Ну, а теперь  я приглашаю  Вас в дружный хоровод. Кто-то песенку поет, кто-то пусть куклу берет. Давайте разделимся.

«Частушки про Кукол-Хороводниц»

1.Мы споём вам песенку про куклу-хороводную

Очень симпатичную куколку тряпичную

2.Словно руки бабушки-мягонькие лапушки

Тёплые уютные - куколки лоскутные.

3.Эта кукла-оберег, твоя помощница навек

Люби её и уважай, и никогда не обижая.

4.Кручу, верчу - создать хочу,

Куколку красивую, дивную и милую.

5.Моя куколка грустит, не с кем хоровод водить

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.

6.Лоскуток,  лоскуток, да ниток  катушка

И в умелых руках оживет игрушка.

7. Есть иголка у меня, ножницы, наперсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное, сама выдумаю имя.

8.Куколка любимая я тебя люблю

Перед сном я для тебя песенку спою.

9.Баю - баюшки –баю, спать укладываю.

Ты собачка не лай, мою детку не пугай.

10.Куколка на палочке закружилась в пляске

Помогают пальчики очутиться в сказке.

11.Кручу, верчу - создать хочу,

Куколку красивую, дивную и милую.

Вот какой хоровод у нас получился!

«Спасибо, всем  за внимание и старание, и понимание!»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

"Развитие творческих способностей старших дошкольников через музыкально-экологическую сказку"

Доклад музыкального руководителя на областном семинаре по экологии....

Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....

Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии

Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Техника "Пейп-арт" как способ развития творческих способностей у дошкольников».

Всем известно, что изобразительная деятельность дошкольников играет важную роль в формировании связной речи, обогащению словесного запаса и развитию сенсорики. Расширение запаса познания, положительно...