Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование «Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками»

Пояснительная записка

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

Актуальность выбранной темы: дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка. Именно в этот период идёт разностороннее формирование и развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявление творчества. В последние время всё больше внимание уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности ребёнка с учётом его способностей. Новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинографии), которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Проблема: реализация задач по развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольника находится в центре внимания реализации ФГОС ДО в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Практический аспект реализации этих задач остается недостаточно раскрытым.

Цель работы:

1.повышение личного теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

2.создание условий для формирования и развития творческих способностей старших дошкольников, через использование нетрадиционной техники – пластилинографии.

Гипотеза: развитие творческих способностей старших дошкольников будет осуществляться более успешно, если:

•будет создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда;

•будет разработан и реализован во взаимодействии с детьми комплекс упражнений и продуктивных заданий, способствующих развитию творческих способностей;

•к процессу реализации настоящего плана будут максимально привлечены родители воспитанников группы.

В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

1. изучить психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

2. рассмотреть способ пластилинография, как условие развития творческих способностей у детей;

3. разработать и внедрить в работу с детьми комплекс упражнений и продуктивных заданий, направленных на процесс ознакомления с методом пластилинография;

Обучающие задачи:

•пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками; накопить опыт практической деятельности по созданию поделок;

•учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образце, по словесному указанию и по замыслу;

•научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

•закреплять освоенные приемы (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью сюжетных картин;

•формировать навыки ориентировки на листе или заданной площади;

•обогащать знания детей об окружающем мире.

Воспитательные задачи:

•воспитывать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

•воспитывать навыки трудолюбия (приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);

•сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие задачи:

•развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, память, речь);

•развитие творческих способностей;

•развитие самостоятельности, аккуратности;

•обогащение словарного запаса;

•развитие моторики, координацию движения рук и глазомера;

•развивать фантазию и воображение;

•развивать интерес к процессу и результатам работы;

•развитие коммуникативных навыков.

Для достижения цели и задач, проверки гипотезы, использовался целый комплекс методов и приёмов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседы с детьми, изучение продуктов творческой деятельности детей, наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью воспитанников, беседы с родителями, реализация календарного плана по теме самообразования, статистическая обработка полученных материалов.

Методы:

•наглядный

•словесный

•игровой

•практичный

В процессе планирования работы с дошкольниками учитывались: время года, праздники, интересы детей и ряд основных принципов:

1. принцип развивающего обучения – дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие;

2. принцип воспитывающего обучения – воспитание у детей усидчивости, терпения, самостоятельности;

3. принцип свободы выбора – предоставление детям возможности самим решать, как будет оформлена картина;

4. принцип личностно-ориентированного обучения – признание ценности личности каждого ребенка и нацеленность обучения на раскрытие, и развитие его индивидуальности;

5. принцип интеграции – художественная деятельность связана с различными видами изобразительного (искусства жанрами живописи, скульптурой, архитектурой и т. д., а так же разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

6. принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при создании выразительных образов; обогащение активного и пассивного словаря детей;

7. принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения, рассматривания иллюстраций, продуктивной деятельности;

8. принцип деятельности – развитие мелкой моторики и координации движения рук через вид детской деятельности – лепку;

9. принцип системности – решение поставленных задач с системе непрерывной работы с детьми.

Предполагаемый результат: дети овладевают нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисованием пластилином. В детских работах будут преобладать новизна и оригинальность. У детей развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Дети могут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирать тему, умеют планировать). Формируются повышенный интерес к деятельности, творческая активность, самостоятельность и инициативность.

Практическая значимость: использованные приемы и средства пластилинографии могут быть использованы педагогами в их практической образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей дошкольников.

Основные средства используемые в процессе работы:

- художественные средства:

- пластичный материал (разноцветный пластилин);

- бросовый и природный материал;

- дополнительные материалы для декорирования (бисер, бусины, фантики, колпачки, трубочки, палочки и т. д).

- наглядные средства:

- коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин;

- таблицы с технологическими карточками способов лепки ;

- образцы работ, фотографии;

- интернет ресурсы.

- технические средства:

- музыка;

- видео;

- слайд-шоу, презентации.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, и на каждом из этих этапов перед ребенком ставятся определенные задачи:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

- освоить приём надавливания;

- освоить приём вдавливания;

- освоить приём размазывания пластилина подушечкой пальца;

- освоить правильную постановку пальца;

- освоить приём отщипывания маленького кусочка и скатывания шарика между пальцами;

- освоить приёмы жгутика, косички и т. д. ;

- научиться работать на ограниченном пространстве.

2. ОСНОВНОЙ:

- научиться не выходить за контуры рисунка;

- научиться пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, как бы закрашивая его;

- использовать несколько цветов пластилина;

- для выразительности работ использовать вспомогательные предметы;

- научиться правильно пользоваться стекой;

- научиться доводить дело до конца;

- научиться выполнять коллективные композиции с другими детьми;

- научиться выстраивать последовательность выполняемых действий;

- научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.

3. ИТОГОВЫЙ:

- самостоятельно решать творческие задачи;

- самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Организация разнообразных формы работы с детьми:

1. Совместная деятельность:

- ООД;

- игра;

- рисование по замыслу;

- рассматривание иллюстраций;

- загадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов;

- показ видео и диафильмов;

- слушание песен;

- образовательная деятельность в режимных моментах;

- беседы;

- экскурсии;

- наблюдения;

- обсуждения и т. п.

Цель – обогащать опыт детей новыми впечатлениями.

2. Самостоятельня деятельность:

- рассматривание альбомов о временах года;

- дидактические игры;

- работа с трафаретами;

- работа с книжками-раскрасками;

- рассматривание картин-репродукций известных художников

3. Взаимодействие с родителями:

- консультации;

- родительские собрания;

- информационные листы;

- индивидуальные беседы;

- выставка совместных работ;

- конкурсы и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

"Развитие творческих способностей старших дошкольников через музыкально-экологическую сказку"

Доклад музыкального руководителя на областном семинаре по экологии....

"Развитие творческих способностей у дошкольников через использование нетрадиционных техник в рисовании"

Рисование – одно из трех взаимосвязанных направлений в эстетическом воспитании детей наряду с приобщением к прекрасному в жизни, искусстве и развитием детей в сфере художественного труда.  ...

Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....