Мастер - Класс по теме «Использование народной игрушки – куклы в работе со старшими дошкольниками»
материал (старшая группа) на тему

Назарова Татьяна Викторовна

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙИГРУШКИ-КУКЛЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня педагоги все чаще обращаются к народной педагогике. Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций от старших поколений – младшим. Одним из таких важных педагогических инструментов была рукотворная игрушка. Пользуясь природными материалами, и взрослые, и дети мастерили самые разнообразные игрушки, обрядовые предметы. Щепные погремушки, мячи из шерсти и бересты, глиняные и деревянные свистульки, лоскутные куклы, птички из теста – все эти изделия привлекательны своей естественной красотой. Они органичны с самой природой ребёнка.

    Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки до локтя, до плеча. Игрушечные фигурки соразмерны человеку, своему создателю. Поэтому их формы очеловечены, одухотворены. При схожести принципиальной они всегда индивидуальны, а значит неповторимы.

         Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Говорят, что кукла существует столько, сколько на земле живут люди. Самые первые куклы были сделаны людьми для ритуальных целей.

Первобытные люди создавали изображения богов – кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее и уютнее. Сначала они оберегали жизнь первым людям. Потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. Затем стали добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами для взрослых.

У многих древних народов существовал ужасный обычай: приносить в жертву богу женщину. Но однажды кто-то предложил вместо живой женщины приносить в жертву куклу. Взяли берёзовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка. Так кукла спасла человека. Эту первую славянскую куклу – игрушку для богов  - назвали колладией. Потом появились и другие куклы – чучела, которые приносили в жертвы разным богам. Каждая имела своё имя: Морена, Купала, Русалка, Ярило, Горгон. Обряды жертвоприношения превратились в праздники. Некоторые из этих древних праздников сохранились до сих пор, например: сжигают чучело зимы -  Дуню-Масленицу, а после лакомятся блинами.

Затем кукла стала не только « дублёром» жертвоприношения, но и применялась для спасения человека от болезней и всяческих бед, её называли – берегиня или оберег. Куклы- обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли и передавали по наследству.

Такую куклу мать дарила дочери на свадьбу.

На Руси, в деревне, играли в куклы все дети.

Для каждого возраста была своя кукла. В раннем возрасте ребёнку давали такую куклу, как «Пеленашка». Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Её можно было нянчить и воспитывать. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой.

Когда игровая деятельность ребёнка в силу его физического развития связана с движением, моторной деятельностью, ему нужны устойчивые, прочные игрушки. Поэтому ребёнку давали деревянных кукол-болванок. В деревянные болванчики играли младшие дети. Это и понятно. Им нужны устойчивые, весомые, прочные игрушки, с которыми можно действовать беспрепятственно. В любой игровой ситуации выживала такая кукла - болванчик.

 С ростом ребёнка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу – «Стригушку». Её делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лён, который заплетали в косы. Эта кукла лёгка, подвижная, она может крутиться, падать и в то же время оставаться устойчивой.

 В быту русской деревни наиболее распространённой игрушкой была тряпичная кукла.

«Простоватые», на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приёмов и инструментов. При этом каждая несла в себе черты индивидуальности. Этих кукол делали сшивными из кусочков ткани. Считалось, что режущие инструменты могут нанести ребёнку вред, поэтому при изготовлении куклы ткань никогда не резали ножницами, её рвали. Куклу делали в виде болванки, набитой соломой. На месте шеи болванку перетягивали нитками, тем самым намечали голову. Привязывали волосы и заплетали их. Надевали головной убор. Саму куклу наряжали в костюм, придавая её тот или иной образ – девушки, женщины, кормилицы, работницы. Делали кукол ещё и свёрнутыми, без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками. Свёрнутые куклы делали ещё и путём закрутки. Ткань закручивали вокруг своей оси и скрепляли всё это ниткой. Лицо тщательно обтягивали льняной тряпочкой. Руки изготовляли таким же способом, что и туловище. Делали кудельную либо волосяную косу. Этих кукол одевали в нарядные одежды. Костюм, как правило, с куклы не снимали. Одной из любимых кукол-закруток была уже упомянутая кукла-младенец «Пеленашка».

Куклы изготовляли из тряпок, дерева, соломы, глины. В летнее время делали из растительных материалов – плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.

Куклы делали взрослые, но дети им помогали. Уже к пяти годам почти каждая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовление куклы девочку приобщали к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус.

Я хочу отметить огромную педагогическую ценность народной куклы:

- Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа (кукла не рождается сама, её создаёт человек).

-Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Через игры с народной куклой ребенок знакомится с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содержание, заложенное в образе традиционной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осуществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации на доступном уровне.

Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п.  

- народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.

 Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

-образы народных кукол мотивируют детей на творчество.  Самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

 Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом.

 Необычность традиционной народной куклы вызывает у ребенка интерес, желание создать подобную

 - сам процесс изготовления приносит радость;

 - работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

 - при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,

 что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);

Я считаю, что огромный педагогический потенциал народной куклы очень актуален в современном детском саду.

Идея работать по теме «Народная игрушка-кукла», создать мини-музей народной куклы  в группе возникла  после посещения экспозиции Шахунского фольклорно-этнографического музея «Народная игрушка».

Мне хотелось познакомить ребят  с народной куклой: историей ее возникновения и  научить самостоятельно изготавливать  игрушку. Для этой работы мне пришлось тщательно изучить материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнить методы и приемы, используемые при изготовлении куклы, адаптировать материал о куклах для дошкольников. . Изготовила практический материал:, папку с образцами (схемы) изготовлении тряпичных кукол, создала условия для самостоятельной деятельности детей –уголок рукоделья, в котором  находится доступный материал для творчества:  лоскутки ткани, тесьма, ленты,. нитки, выкройки кукол.

Разработанный материал использовала в НОД(интеграция - ручной труду и ознакомление с окружающим миром.), занималась со всеми  с детьми  в свободное время подгруппами и индивидуально.

Ребятишки узнали, что у каждой куклы-свое значение, и  они делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

 Считалось, что обереговая кукла защищает дом, охраняет семью, младенца от темных сил, несчастий и болезней, помогает в делах.

У всех обережных кукол есть объединяющие правила:

- для изготовлении куклы нельзя пользоваться ножницами и иглами – ткань рвется и связывается; (поскольку дети маленькие , то даются готовые кусочки ткани, нитки)

- нельзя «рисовать» лицо на кукле, поскольку верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух, а также то, что если у куклы есть лицо, то на нее, как на образ ребенка, можно наговорить.

Обрядовые -  это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

Игровые  куклы,  которые предназначались для забавы детям (младенцы, «пеленашка», «простоволоска» и атрибуты для игры с ними – были у каждой девочки)

Рассматривая с детьми кукол, я обращала внимание на кукольные наряды,  которые имеют глубокие духовные корни. Именно в кукольном платье прослеживаются древние формы русской одежды. В наряде любой куклы всегда присутствовали разнообразные цвета (желтый -символ младенчества, синий -символ богатства , зеленый- символ плодородия) , но доминировал всегда красный   цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. В старину считали, что он оберегают от сглаза и травм. Каждый  вытканный узор на одежде  куклы тоже  имел свое значение.

Как рождаются тканые узоры на полотне, что  они обозначают, мы с ребятами узнали на уникальном предприятий нашего города – ООО «Тканые узоры». Рассмотрели  тканые изделия и  современные образцы народных костюмов. По приглашению художницы  фабрики Т. А. Перминовой, мы с ребятами побывали на ее персональной выставке народной куклы.  Наряды сотканы для каждой куклы автором индивидуально.

Из тканых лоскутков,  подаренных детям  мастерицами фабрики, мы тоже  сшили старинную нарядную одежду для кукол  нашего мини-музея.

А еще тканые лоскутки  мы  с ребятами используем для изготовления и украшения  тряпичных кукол.

В целях эмоционального воспитания  детей рассматривание  и изготовление кукол   я сопровождаю  художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием  народных мелодий и песен.

Параллельно работе с детьми я  вела работу с родителями и педагогами по народной игрушке - кукле. Для родителей проводила по консультации, где рассказывала о видах и истории кукол, на заеданиях родительского клуба дети вместе  с родителями изготовляли куклы - обереги. Для родителей и детей сделала выставку «Эта удивительная  народная  кукла», где выставила работы  детей с родителями,  для того, чтобы все смогли полюбоваться на творение своих рук.

Для  Знакомства педагогический коллектива со своей работой провела семинар-практикум с педагогами ДОУ. На нём педагоги получили  практические и теоретические знания о народных промыслах, с удовольствием сами изготовили куклы - засыпанки, скрутки.  

В процессе работы   с народной куклой у детей моей группы  возник познавательный интерес  к истории куклы, процессу изготовления кукол, повысилась ручная умелость , появилось бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.

Теперь, я точно знаю, что дети  - самые вдохновенные творцы кукол. Для ребенка самой любимой и желанной является та, которая сделана своими руками , оживлена собственной фантазией.

В каждой кукле проявляется индивидуальность, характер  ее исполнителя.

При  ее изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

               

          Муниципальное дошкольное образование

                        Детский сад №3 « Сказка»

Мастер -  Класс

                по теме

«Использование народной игрушки – куклы в работе со старшими дошкольниками»

Подготовил

Воспитатель 1категории

Назарова  Т. В.

                                   2012 год        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка"

Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка". В быту русских сибиряков тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Трашкова Оксана Александровна - мастер тряпичной куклы. К...

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...

Описание практической части мастер класса на тему: «Использование степ - платформ в оздоровительной работе с детьми».

Преставлен методический материал из опыта работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм», как средство развития у старших дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм», как средство развития у старших дошкольников»Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометриче...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «Использование современных технологий в образовательном процессе по ознакомлению дошкольников с родным посёлком»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов по использованию современных технологий в образовательном процессе при ознакомлении  дошкольниками с родным посёлком.Зада...