Мастер-класс для педагогов "Использование игровой технологии "Синквейн" для развития речи старших дошкольников"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Мастер-класс для педагогов и воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование игровой технологии «Синквейн»
для развития речи старших дошкольников»
Игра – тренинг: «Улыбка»
(время проведения 5 минут)
Участники мастер- класса образуют круг и произносят …
Речёвка: «Слева друг и справа друг.
Очень дружный общий круг.
Крепче за руки держитесь,
И друг другу улыбнитесь».
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам сегодня на моем мастер-классе приобрести много нового и интересного для совей работы с детьми.
Актуальность
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. . Необходима опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи детей.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. На сегодняшний день важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста, что необходимо для комфортного общения с окружающими, для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя поиска инновационных методов, технологий при организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей и развивающей. Одним из эффективных, интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует развитию речи, является игровая технология «Синквейн».
Иновационность данной методики заключается в создании условий для развития личности, способной творчески мыслить, думать, фантазировать, воображать, исключать лишнее и выделять главное, высказывать своё мнение, предположение, классифицировать, обобщать.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:
- Простота, синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, основан на развитии интеллектуальных возможностей (необходимо запомнить и следовать алгоритму), реализовать которые может каждый ребёнок.
- Является игровым приёмом.
- Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, носит характер комплексного воздействия:
- развивает речь, инициативу, самостоятельность, память, мышление, воображение, внимание);
- закрепляет знания о вопросах, обозначениях разных частей речи, о предложении;
- совершенствует в речи навык использования синонимов;
- стимулирует развитие творческого потенциала.
5. Используется, как заключительное задание в рамках прохождения лексической темы, для её закрепления и проведения анализа полученной информации.
Цель: Ознакомление педагогов с игровой технологией синквейн для развития речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи: Привитие интереса и желания у педагогов применения в своей педагогической деятельности предложенной технологии в работе с детьми.
Что же означает это необычное слово – «Синквейн»?
«Синквейн» в переводе с французского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси. Такое понятие, как синквейн, она создала, вдохновившись короткими японскими стихами - хоку. Хоку - жанр японской поэтической миниатюры, как правило, короткий стих из трех строчек. Например:
С ветки на ветки
Тихо стекают капли.
Дождик весенний.
Синквейн - это тоже своего рода стихотворение, только это – нерифмованные стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе: его слоговая структура -2-4-6-8-2, всего – 22 слога.
В работе с детьми в ДОУ применяется дидактический синквейн, состоящий из пяти строк:
1. Первая строка - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). В первой строке пишется одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что?
2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это - причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?, описывающие признаки предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка состоит из трёх глаголов или деепричастий (это могут быть и словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?
4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Самый традиционный вариант, когда фраза состоит из четырех слов.
5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Как часть речи – это существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
Чтобы детям было проще запомнить, какие слова должны быть в каждой из строк, им предлагаются схемы или алгоритмы составления синквейнов. Такие схемы делают в виде елочки, каждый ярус схематически изображает необходимое слово, части речи можно выделять разным цветом. Такая наглядность позволяет детям быстрее запомнить правила составления синквейна.
Данный метод легко интегрируется со всеми образовательными областями. Простота построения позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях, дошкольниками он воспринимается как игра. Но нужно помнить, что синквейны составляются только на темы, хорошо известные детям, и необходимо обязательно показывать образец.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Технология составления «Синквейна»
Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведётся поэтапно:
1 этап – подготовительный
Чтобы правильно, полно и грамотно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный словарный запас. Работу надо начинать с расширения, уточнения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово–признак», «слово-действие», «предложение», «слово-ассоциация»; введение графического изображения в виде ёлочки.
Для этого используются следующие формы образовательной деятельности дошкольников:
- словесные игры и упражнения. Такие как: «Кто это? Что это?», «Скажи какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки» и др.;
- дидактические игры: «Кто что делает?», «Скажи наоборот» и др.;
- игры малой подвижности: «Живые слова», «Что мы делаем – не скажем» и др.
2 этап – основной
Цель этапа: знакомство с правилом (алгоритмом) составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн с помощью педагога.
Используются разные способы работы с синквейном для успешного овладения детьми данной технологии:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну;
- составление синквейна по прослушанной сказке или рассказу;
- коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части, дидактические игры: «Нарисуй предмет –отгадку», «Закончи стихотворение», «Чужое слово» и др.);
- использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
- использование соревнования при составлении синквейнов: «Кто больше назовет нужных слов».
Рассмотрим вариант составления синквейна.
Мыло.
Твёрдое, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе составления синквейна, мы вспомнили про свойства и функции мыла.
3 этап – практический
Самостоятельное составление синквейна детьми.
Цель этапа: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия.
Педагогам предлагаются листы, на которых изображены различные предметы по разным лексическим темам для самостоятельного составления синквейна, а так же листы с заданиями, где необходимо определить коррекцию и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части).
А сейчас послушаем несколько вариантов ответов на задания (2-3 ответа).
Предложенный вашему вниманию метод не требует особых условий применения, он органично вписывается в работу по развитию речи, обогащению и активизации словаря, даёт возможность педагогу увидеть уровень освоения ребёнком пройденного материала. Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания. И, главное, этот метод позволяет детям быть активными участниками образовательного процесса.
Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество
Обмен мнениями
Участникам мастер-класса раздаются листы с силуэтом ладошки, на которых написаны вопросы:
- Понравился ли вам мастер-класс?
- Узнали ли вы, что-нибудь новое и полезное для себя?
- Ваши замечания,
- Ваши предложения,
- Ваши пожелания
Участники отвечают на вопросы, записывая их по порядку на пальцах ладошки.
Рефлексия мероприятия «Передай ток»
Вот и закончилась наша встреча. Я предлагаю провести рефлексию мероприятия. Для этого необходимо всем встать в круг, взяться за руки, замкнуть цепочку, по которой сейчас от меня пойдет ток, создающий ощущение единения и незаконченности любой встречи. А если незакончено, значит, захочется встретиться еще раз. Вот и посмотрим. Если ток ко мне вернется, значит время, проведенное на мастер-классе не прошло даром. Вы подчерпнули для себя много полезного и интересного.
Используемая литература:
Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.- метод. пособие.
Ростов н/Д., 2008
Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд.
Феникс, 2011
Гин А. Приемы педагогической техники: М.:Вита-Пресс, 2003.
Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал
«Логопед» № 5 - 2005
Филимонова, О.Ю., Развитие словаря дошкольника в играх: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ О.Ю. Филимонова. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”
Приложение 1
Памятка по составлению синквейна
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
- 1 строчка - одно существительное;
- 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
- 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
- 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
- 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Виды работы над синквейном
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
- Составление синквейна по прослушанному рассказу.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
- Можно использовать синквейн:
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
- При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
- Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...

мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."
Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"
В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...

Мастер - класс: "Роль нетрадиционных пальчиковых игр в развитии речи младших дошкольников"
Пальчиковые инры и упражнения, виды пальчиковых игр, модель использования пальчиковых игр....

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...

Мастер-класс для педагогов «Использование лепбука для развития речи в дошкольников»
laquo;Лэпбук» при детско-взрослом взаимодействии не только эффективно поможет ребёнку овладеть культурой речи, но и будет способствовать более доверительным межличностным от...

Мастер-класс для родителей: «Кинезиологические упражнения для развития речи у дошкольников»
Знакомство родителей с простыми и эффективными кинезиологическими упражнениями, которые способствуют развитию артикуляционного аппарата и улучшению речевых навыков у дошкольников....


