Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»
презентация к уроку по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Гитьятулина Юлия Ивановна

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №261» городского округа Самара

443065  г. Самара, ул. Фасадная, дом № 21-а,  тел.  (846) 330-07-41

Конспект мастер-класса

 для педагогов ДОУ по теме:

«Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»

                                   

Автор:

Гитьятулина Юлия Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 261» г.о. Самара

                                                 

                                                 

                                                       

Самара, 2018г.

Тема: «Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»

Целевая аудитория: педагоги дошкольных  образовательных учреждений

Цель мастер – класса:

 приобретение педагогами практического опыта  в прикладном цветообразовании посредством смешивания цветов гуашевой краски.  

Задачи мастер – класса:

- уточнить для педагогов понятия : основные и производные цвета в спектре;

- Передать педагогам через практический эксперимент с гуашевыми красками свой опыт в том, как подобрать те оттенки желтого, красного, синего цветов, чтобы они подошли на роль основных цветов в палитре для дальнейшей работы с дошкольниками на занятиях по цветообразованию ;

- создать условия для самоанализа педагогами результатов практической работы по смешиванию оттенков цветов краски;

- подвести педагогов к выводу о необходимости овладения ими способов получения производных цветов краски путем смешивания основных.

 Оборудование и материалы:

  • Мультимедийная презентация «Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»
  • Материал для проведения мастер-класса (мольберты с магнитами , столы, гуашь 6  цветов, силуэты бабочек для монотипии,  образец и полузаготовка  рисунка радуги, кисти, салфетки, вода в стаканах, авторское дидактическое пособие «Птичьи гнёзда»).

Планируемый результат:

  • информирование педагогического сообщества в области прикладного цветообразования  
  • приобретения практического опыта педагогами  в прикладном цветообразовании. 

Продолжительность: 15 минут.

 Мастер-класс  для педагогов  включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и заключительную - рефлексивную.

Ход мастер-класса

(теоретическая и организационная части – 5 минут)

Теоретическая часть

1 СЛАЙД

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Юлия Ивановна  Гитьятулина. Я – воспитатель. И представляю вам свой опыт в работе по развитию у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок.

2 СЛАЙД

Цель моего мастер-класса в том, чтобы вы приобрели практический опыт в прикладном цветообразования посредством смешивания цветов  гуашевой краски.

А задачи: - уточнить для вас понятия: основные и производные цвета в цветовом спектре; продемонстрировать, как самостоятельно можно произвести  поиск  желтого, синего и красного оттенка гуаши на роль 3 основных цветов для дальнейшей работы с дошкольниками  по цветовосприятию. А для этого предложить вам поучаствовать в практическом эксперименте и совместно сделать выводы из его результата.

3 СЛАЙД

Наш пронизанный светом мир мы видим многоцветным. Но если бы не определенные свойства глаз, нам бы он виделся черно-серым. Вот ведь свойства!

          От сюда и наука!

Наука, изучающая восприятие и различение человеческим глазом цветов называется цветоведение.

4 СЛАЙД

Световой спектр - цвета чистые!   Материальный мир    (в частности художественные краски) - цвета отражённые и не обладающие подобной чистотой.

5 СЛАЙД

В работе я столкнулась с проблемой: дети не привыкли различать и называть оттенки цветов, а привычно обобщают под каким - либо 1 названием. (Пример – звезда в шоке). Не привыкнув различать и называть оттенки, следовательно и даже  не представляют, что можно работать с палитрой, где смешивая одни цвета красок получат другие. Даже знакомые!

Да…Цветовой спектр – система. По определению есть 3 основных цвета спектра, которые нельзя получить, смешивая другие цвета. Они у вас на слуху. Какие же? (красный, синий, желтый.) Верно. А остальные уже их производные.  Они получаются при смешивании в разных пропорциях 2 основных цветов.

Организационная  часть

6 СЛАЙД

Я это знала. Но однажды, неожиданно столкнулась с проблемой из-за различия оттенков основных цветов предлагаемых в красках гуаши.

Мне нужно было нарисовать семицветную радугу: КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТО-ВЫЙ – знаем мы с вами наизусть. Радуга - оптическое чудо в природе. Являет собой световой последовательный спектр цветов, который можно даже замкнуть в круг.

 (Демонстрирую на мольберте  полузаготовку рисунка радуги. Под

ним лист для демонстрации смешивания цветов краски).

7 СЛАЙД 

У меня был неполный набор красок гуаши.

Отсутствовали зеленый и фиолетовый цвета. Но зато находилось по 2  разных оттенка основных цветов, которые я собралась смешать попарно и получить красивые производные цвета.

Видите? Оттенки желтого, красного, синего – отличаются друг от друга? (Да.)

Я  предлагаю вам поэкспериментировать: и самостоятельно, и со мной. Задача в обоих случаях одна: разными способами выявить тот 1 оттенок красного, желтого и синего цвета, который  может быть принят нами за единственно возможный в тройке основных цветов в гуаши. И смешивая попарно лишь их, мы сможем воспроизвести всю замкнутую последовательность основных и их производных цветов в спектре – и например, нарисовать уже лишь ими тремя всю семицветную радугу.

(Демонстрирую для наглядности образец радуги нарисованной 3 цветами краски.)

Практическая часть

8 СЛАЙД

Прошу поучаствовать 3 человек. Выходите и прикрепите себе бэйджики с парами основных цветов : красный-синий, синий-желтый, желтый- красный. 

(Демонстрирую на мольберте 3 бабочек окрашенных в разные цвета)

Перед вами  3 образца бабочек  выполненных в одной технике- монотипии (отпечатка), но разных по цветности : 1 – синие и желтые оттенки, 2 – желтые и красные оттенки, 3 – красные и синие оттенки.)

 Прочитайте общее задание. Следуйте инструкции. А в конце работы назовите нам названия 3 цветов гуашевой краски, написанных на крышечках, которые можно принять за основные цвета  и использовать для смешивания при получении красивых производных цветов на занятиях с дошкольниками.

Письменное задание прилагается ниже.

Ну а вам, коллеги, я продемонстрирую свои изыскания.

( На закрепленном на мольберте листе - заготовке палитры с пятнами красок, я кистью смешиваю попарно цвета, получаю производные оттенки и способом исключения, вместе с аудиторией, определяю на роль основных цветов в гуаши  желтую светлую, рубиновую и голубую темную.)

Благодарю за сотрудничество аудиторию.

Прошу группу наших исследователей продемонстрировать бабочек и  озвучить результат их поиска основных цветов в гуаши.

9 СЛАЙД

Результат совпадает. В гуаши это -  желтая светлая, рубиновая и голубая темная краски. 

Благодарю вас за плодотворное исследование.

10 СЛАЙД

Как вы думаете, а с акварельными красками можно провести подобное предварительное исследование?  ( Да. Лишь названия красок поменяются ).

11 СЛАЙД

Из-за разницы в названиях я детям предлагаю определять основные цвета как малиновый, желтый и синий.

12 СЛАЙД 

     Итог всей моей деятельности – Долгосрочный проект «Радужный мир» для детей старшего д.воз. в КОТОРЫЙ ОНИ ВОВЛЕКЛИСЬ С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ПЕРВООТКРЫВА-ТЕЛЕЙ. Ведь они стали творить как сама природа! (Перечисляю компоненты проекта.

13 СЛАЙД

Демонстрирую авторское дидактическое пособие «Птичьи гнёзда» ).

14 СЛАЙД

Фото с открытого занятия.

Заключительно – рефлексивная часть

Хочу поблагодарить вас за внимание и участие в эксперименте..

Может ли мой опыт и его результаты оказаться вами полезными в планировании работы со старшими дошкольниками по цветообразованию?

Рада была поделиться с вами, коллеги, своими знаниями.

задание.

1. Выберите, ориентируясь на цвета бэйджика, одну из 3 бабочек для образца.

2. Раскрасьте новых бабочек в такие же цвета способом монотипии (отпечатка). Сначала покрыв 1 половину бабочки густыми, сочными пятнами краски, смешивая за 1 раз лишь 2 из 4 оттенков заданных цветов, но меняя комбинации в парах. Старайтесь в большое более светлое цветовое пятно постепенно вводить более темный цвет, наблюдая проявление одного за другим производных цветов.

3. Затем сложить пополам и прогладить ладонями для хорошего отпечатка.

 4. Совместно обсудив результаты соединения цветов краски на ваших бабочках озвучить нам названия трех оттенков цветов, которые оптимально подходят на роль основных в гуаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

 В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

Программа саморазвития воспитателя по теме "Развитие творчества старших дошкольников посредством нетрадиционных техник в аппликации"

Данный  материал может  быть  полезен воспитателям,  занимающимся  художественно-эстетическим развитием  дошкольников как  приоритетным направлением в своей  ра...

Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...

Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для   развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...

«Мастер – класс» (Для педагогов дошкольных учреждений) Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Повышение профессиональной компетентности педагогов . посредсвом применения простых  и эффективных технологий, форм , методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников....