Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм», как средство развития у старших дошкольников»
материал (старшая группа)

Наумова Юлия Алексеевна

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм», как средство развития у старших дошкольников»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами использования головоломки«Танграм» и показать возможности для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

Ход мастер – класса Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса«Использование головоломки «Танграм», как средство развития в старшем дошкольном возрасте. Работа с танграмом способствует развитию мышление, мелкой моторики, речь, память, воображение, внимание.

Как известно, всё новое-хорошо забытое старое. Одно из них игра-головоломка Танграм.

В переводе с китайского языка тангра означает «Семь дощечек» мастерства. А представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом. Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры. Существует различные легенды о появлении танграм. Может кто то знает легенду появления этой игры? Я прочитала, очень много легенд, но мне больше всего нравиться вот эта…

-Легенда о том, какая три мудреца придумали танграм

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился., как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку Танграм.

Но, ведь чтобы научить детей собирать головоломку танграм, нужно самим хорошо владеть этой техникой.

Для того,чтобы играть в эту игру нужно соблюдать 2 условия:

• Необходимо использовать все семь фигур танграма;

• Фигуры не должны перекрываться между друг другом.

Освоения этой игры состоит из 3 этапов:

Первый этап освоения игры Танграм предполагает знакомство с ним. Предлагаю вашему вниманию, набор Танграма, вам нужно выложить геометрические фигуры по расчерченной схеме, которую я предлагаю.

Второй этап освоения игры Танграм предполагает воспроизводить несложные композиций из танграмаПедагог вместе с ребенком определяет, что изображено на образце, какие фигуры понадобились для его создания. Соберите из элементов танграма фигуру по образцу. Работа выполняется по вариантам. Проверьте друг друга

3 этап работы с танграмом предполагает более сложную, творческую работу, это составление сказок, рассказов, историй. С использованием 2 наборов Танграм.

Уважаемые педагоги, сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

Ну для этого нужно разделиться на 4 команды, когда вы пришли на стульях лежали геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)

1 игра «Собери цифру»

Игроки имеют готовую схему-цифру, на которую им нужно выложить танграм. Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Эту игру, можно использовать как для знакомство с цифрой так и для закрепления. При решений задач, дети выкладывают ответ. Если постоянно использовать танграм, то они легко и быстро будут выполнять задания

2 игра «Кто быстрее»

Игроки на время должны собрать готовое изображения, имея только схему, кинув кубик, какая фигура выпала, ту и собираешь.

Так же можно использовать в занятие, при путешествие.

Эта игра может как эстафету, в конце занятия. Закрепления счета, геометрических фигур, форму, цвета.

Когда дети освоили первых 2 этапа, можно приступить к 3 этапу.

3 игра «Собери сюжет сказки»

Игрокам, по знакомой им сказки Теремок, нужно создать сюжет этой сказки,используя Танграм.

Эту игру можно использовать в интегрированных занятиях. Для закрепления сказки. Пересказывания знакомой сказки, обычно мы это делали по мемо таблице, плану, сюжетным картинкам, а можно с использование танграма. Как домашняя задания, дети с родителями прочитав новую сказку, придя в садик он детям рассказывает эту сказку используя танграм, а дети должны отгадать, какую сказку он прочитал.

Сейчас все 3 команды присаживаются на свои места, а команда геометрическая фигура круг выходит и делятся на пары.

Каждой паре нужно подумать и придумать как можно использовать танграмм в режимных моментах.

1 пара«В утреннем приеме»

2 пара«Перед обедам»

3 пара«После сна»

Использование в работе с детьми Танграма служит повышению усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции. Все эти навыки необходимы ребенку во время учебы в школе, да и во взрослой жизни…

ТАНГРАМ - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для воспитателей ДОУ по теме "Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников

Мастер класс учит создавать картину с помощью нетрадиционной техники рисования -  пластилинографии золотую рыбку....

Мастер-класс для педагогов "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"

Танграм в переводе с китайского языка означает - "семь дощечек мастерства".а представляет из себя квадрат разрезанный на семь частей определенным образом....

Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»

 Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"

В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...

Консультация для педагогов: Использование занимательного материала как средство развития логического мышления дошкольников ( по ФЭМП)

   Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные...

Использование кинезиологических упражнений, как средство развития интеллекта старших дошкольников.

В статье рассказывается о технике рисования двумя руками одновременно, что позволяет оптимизировать деятельность мозга....

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...