Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Нуркаева Наталья Алексеевна

   Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Путём действиям.исследовательских действий и экспериментирования, я помогаю своим воспитанникам находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Мастер-класс

на тему:

 «Практическое  использование  исследовательских  методов  обучения  для  развития  творческого  мышления  дошкольников»

                                                                                            Наталья Алексеевна Нуркаева

                                                                                  воспитатель высшей категории                                                                           

                                                                                       

                                                                 

Цель мастер - класса: Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.

Задачи:

- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

-   Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

-  Создать условия для включения педагогов в активную деятельность при проведении мастер - класса,

Оборудование: мультимедиа – проектор, презентация, столы, стулья.

Материал для педагогов: емкости, картинки с насекомыми, пищевая пленка, бумажные кувшинки,  таз с водой, бутылки с газированной водой, виноград, стаканчики, камни, воздушные шары.

План проведения.

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть «Удивительная прогулка Маши».

3.  Рефлексия

1 часть. Теоретическая.

      Здравствуйте,  уважаемые  коллеги.  Представлю вам мастер-класс   «Практическое  использование  исследовательских  методов  обучения  для  развития  творческого  мышления  дошкольников»

   Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Путём исследовательских действий и экспериментирования, я помогаю своим воспитанникам находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.

   Давайте мы  вместе уточним, что ложится в основу исследовательской деятельности …

- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

   Не будем забывать,  что исследовательская деятельность помогает нам развить в ребенке?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТ В РЕБЁНКЕ:

- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

     А какие  навыки развиваются у детей?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

- НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

- РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА

- УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

-УСИДЧИВОСТЬ

- АККУРАТНОСТЬ

2 часть. Практическая часть «Удивительная прогулка Маши».

           А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где доступно в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Вы можете предложить выполнить эти эксперименты своим воспитанникам. Сказка называется  «Удивительная прогулка Маши…..»

      Маша: Здравствуйте, меня зовут Маша. Сегодня я решила навестить своего друга Медведя.

      Ведущий: Дорога Маше предстояла дальняя и очень интересная. Выйдя за забор, она отправилась по тропинке, и вдруг она заметила красивых насекомых. Ей захотелось разглядеть их поближе. Маша: Как можно это сделать?

Опыт № 1

    Поместите  насекомых в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды.

Воспитатель: Что вы видите? Почему это произошло?

    Вывод: если смотреть  через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Воспитатель: По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 2

Возьмите кувшинки и при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Смотрите внимательно, что происходит с лепестками кувшинки.

Педагоги: Лепестки кувшинки распускаются.

Маша: Почему же распускаются кувшинки?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель:  В озере она увидела, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они, то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали. 

Маша: Почему плавают рыбки?

Машенька сейчас мы узнаем, проделав очень интересный опыт

Опыт № 3

Возьмите стакан со свежей газированной водой,  и бросьте в нее виноградинку. Что произошло с виноградинкой? Почему?

Педагоги: Виноградинка опустилась на дно. Она чуть тяжелее воды

Воспитатель: Смотрите внимательно на виноградинку садятся пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучивается. Что происходит с виноградинкой?

Отяжелевшая виноградинка вновь опускается на дно. Здесь она снова покрывается пузырьками газа и снова всплывает. Так будет продолжаться несколько раз.

Воспитатель: И тут она увидела колодец, а вокруг него прыгала птичка – ей очень хотелось пить, но она не могла достать воды. Тогда Маша решила ей помочь.

Маша: Как же помочь птичке?

Опыт №4

В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.

Маша: Почему вода поднимается вверх?

Вывод: камни заполняют емкость и выталкивают воду

Воспитатель:  И тут Маша увидела, что ей навстречу идёт её друг Медведь и несёт ей в подарок два воздушных шарика. Медведь держал шарики в своей лапе, так, что они были на одном уровне. Маша с радостью приняла подарок, но один шарик зацепился за ветку и лопнул.

Маша: Почему надутый шарик тяжелее лопнувшего?

Опыт №5

Воздушные шары, палочка, нитки.

 Вывод: воздух имеет вес

Маша: Мне  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

3 часть. Рефлексия

    Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, желание применять его в своей работе прошу вас  прикрепить к солнышку желтые лучики, а если вам не понравилось, прикрепите красные лучики

   Желаю успехов! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Мастер-класс « Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников» Наталья Алексеевна Нуркаева воспитатель 1 категории

Слайд 2

ОСНОВА ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –ЭТО…. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТ В РЕБЁНКЕ: - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 4

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТ: НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УСИДЧИВОСТЬ АККУРАТНОСТЬ

Слайд 5

Сказка «Удивительная прогулка Маши»

Слайд 16

Рефлексия 1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса. 2. Полезна ли была вам информация мастер - класса. 3. У вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе?

Слайд 17

Желаю успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...