Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушением зрения.
статья по музыке (подготовительная группа) по теме

Бяхова Ирина Александровна

музыкально- ритмическое воспитание для детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx23.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушением зрения.

 ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную (Е.Н. Вавилова, 1986; Н.М. Амосов, 1987; Ю.П. Лисицын, 1982; 1988; Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно, 1988; Ю.Ф. Змановский, 1989, 1990; 1995; И.А. Аршавский, 1990; О.В. Выголова, Е.П. Кокорина, 1995; А.Н. Пивоваров с соавт., 1996; Р.О. Яркова, 1997; В.Н. Волков, 1998, и др.).

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Актуальность проблемы. Современные подходы к коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средства реабилитации и социальной адаптации (Н. Н. Малофеев, 1994; Л. И. Солнцева 1998; Е. А. Стребелева, 1998).

В связи с этим, проблема выявления и коррекции специфических трудностей адаптации детей к различным видам детской деятельности позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути их реабилитации и адаптации.

Исследования Л. И. Плаксиной (1982, 1998), Л.В.Рудаковой (1982), Л. С. Сековец (1985), Ю.В.Павлова (1988), Е.В.Селезневой (1996), И. В. Новичковой (1997), Е. Н. Подколзиной (1999) раскрыли многие стороны развития познавательной деятельности, физического и музыкального воспитания детей с нарушением зрения.

Роль и значение музыкального ритма в развитии детей с нарушением зрения были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды В. А. Кручинина (1971), А. А. Зеленова (1983), Н. А. Остапенко (1989). В их исследованиях было показано, что зрительная депривация у слабовидящих детей отрицательно сказывается на уровне развития музыкального ритма и музыкаль.-о-ритмических движений. Особо следует выделить работу Н. А. Остапенко (1989), в которой была показана коррекционная направленность занятий ритмикой в младших классах школ для слабовидящих детей.

В. А. Кручинин показал значение развития чувтва музыкального ритма как средства коррекции недостатков развития движений у слабовидящих детей.

Практика организации музыкально-ритмических занятий требует разработки специальной методики и средств коррекции с учетом психофизических и возрастных особенностей дошкольников с нарушением зрения.

Решение этой задачи на практике предполагает целенаправленное формирование и развитие у детей музыкально-ритмических навыков и умений, значимость которых для всей их последующей жизнедеятельности чрезвычайно велика. В частности, навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе музыкально-ритмической деятельности, способствуют развитию у них способности организовывать и направлять свои действия в пространстве в соответствии с определенными временными интервалами, степенью мышечных усилий, действиями других детей, что позволяет в дальнейшем быстрее усваивать необходимый двигательный ритм любого действия в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности, то есть участие слабовидящих в художественной деятельности по существу означает выполнение главного условия социальной интеграции - включения во все основные виды социальной адаптации (В.З.Кантор, 1997).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В своей работе я сталкиваюсь со значительными  трудностями в организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения.

Наши воспитанники имеют особенности в развитии:

-у них недостаточный уровень развития общей мелкой моторики;

-нарушена координация движения;

-снижен уровень сформированности зрительного воспрятия;

-недостаточно развиты навыки  социально-бытовой ориентировки,навыки ориентирвки в пространстве;

- различные речевые нарушения.

Поэтому изучение особенностей формирования и развития музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушением зрения представляется для меня весьма актуальным.

Целью моей практической деятельности в детском саду явилась разработка и применение содержания и методов коррекционного обучения детей с нарушением зрения, способствующих успешному формированию и развитию музыкально-ритмических движений.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить особенности развития чувства музыкального ритма и выявить специфику музыкально-ритмических движений у дошкольников.

2. Разработать содержание и методы коррекционной работы на занятиях по ритмике с целью преодоления недостатков в развитии музыкально-ритмических движений у дошкольников.

3. Проверить эффективность разработанных содержания и методов коррекционно-педагогической работы по развитию музыкально-ритмических движений в процессе экспериментальных занятий по ритмике в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для детей с нарушением зрения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Успешное овладение музыкально-ритмическими движениями у детей  с нарушением зрения возможно обеспечить только в условиях специальных коррекционных занятий ритмикой, целью которых является формирование компенсаторных способов восприятия и воспроизведения музыкально-ритмических движений на полисенсорной основе (слухо-зрительно-тактильно-кинестетической).

У детей выявлено несоответствие между образом представления о характере ритмического движения и его практическим воспроизведением (как на основе зрительного, так и слухового, тактильно-кинестетического и полимодального анализа двигательного акта), что затрудняет процесс формирования точности двигательных актов.

Я веду свою работу, используя те рекомендации, которые есть у Плаксиной Л.И.: включаю в занятия различные дидактические игры, пособия, цветовые и слуховые сигналы, атрибуты. Обязательно провожу зрительную гимнастику . Зал для занятий оборудован специальной цветовой дорожкой

Разработаны условия и возможности преодоления недостатков в развитии музыкально-ритмических движений как на этапе их восприятия, так и на этапе практического воспроизведения.

Алгоритм формирования любой потребности для жизни ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Требуется разумное сочетание полезного с приятным. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка.

Так появился в нашем саду « Театр перчаток», который оказывает большую помощь в развитии мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания и восприятия, воображения и творчества.

Благодаря «Театру перчаток» мы можем рассказать стихотворение, осуществить инсценировку песни, можем придумывать различные музыкальные композиции как без слов, так и со словами, танцы перчаток.

На начальном этапе , мы вместе с детьми придумываем образы, движения, которые мы можем показать при помощи своих рук.

Делаем мы все это путем проведения пальчиковой гимнастики, упражнений, пластических этюдов, ритмических игр, игр со словом и движением. Затем для воплощения образов мы подбираем цвета перчаток. Далее переходим к разучиванию музыкальных композиций.

Самый радостный момент- использование ширмы, т.к. дети ощущают себя настоящими артистами. Даже самые  «зажатые» и скованные дети( а многие наши слабовидящие дети именно такие) ,которые стесняются порой выходить а сцену, принимают в этом театре самое активное участие.Театр им помогает обрести уверенность в себе, понять, что они на многое способны, повышает самооценку каждого ребенка.

Но «Театр перчаток» это не единственное любимое занятие для детей.

В результате 10- летней практики в детском саду для слабовидящих детей, я пришла к выводу, что возраст пяти лет является наиболее оптимальным  для начала развития музыкально-двигательных способностей средствами танцевального творчества.

В данной системе работы мы выделили 3 этапа.

1 этап – обучающий, был направлен на накопление навыков развития музыкально-двигательных способностей. Опираясь на подражание взрослому, ребенок осваивал разные виды движений, создавая, тем самым запас навыков и умений.

2 этап – развивающий, способствовал развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, отдельные движения и танцевальные композиции. Тем самым ребенок закреплял полученные знания, умения и навыки.

3 этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку. У детей формировалось умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные движения и танцевальные композиции.

Таким образом, « Театр перчаток» способствует решению многих задач:

-развитию мелкой и общей моторики;

- навыков ориентировки;

-развитию координации движений;

-снятию психологической и эмоциональной зажатости.

Но самое главное, «Театр» способствует, созданию эмоционального комфорта . А это- важнейшая задача нашего детского сада и  через положительные эмоции ребенок не чувствут себя не таким как другие, а значит чувствует себя здоровым, полноценным.

В результате моей работы прослеживается положительная динамика музыкально-ритмических движений.

Сравнительная диагностика за 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 уч.г.

(данные на конец года.)

Уровень

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Высокий

3,16%

17,71%

23,23%

Средний

71,58%

70,83%

65,66%

Низкий

25,26%

11,46%

11,11%

ВЫВОД:

Положительный эффект позволяет нам прогнозировать возможность и целесообразность их применения в содержании экспериментальных занятий по ритмике с детьми с нарушением зрения в целях развития у них чувства музыкального ритма и музыкально-ритмических движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Инновационный проект "Формирование и развитие музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелымии нарушениями речи в коррекционной работе"

Представленный проект долгосрочный, практико-ориентированный направлен на  развитие музыкально-ритмических способностей  у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координац...

Описание системы работы по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников

Материал описывает продукт опыта моей педагогической деятельности по оптимизации музыкально-ритмического развития дошкольников...

Система работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников

В системе работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников раскрывается содержание профессиональной деятельности музыкального руководителя  с детьми от 4 до 7 лет. Система предпола...

Перечень музыкального репертуара, используемого для работы по развитию музыкально-ритмических движений

Данный перечень музыкального репертуара поможет педагогам в работе по развитию музыкально-ритмических движений....

Консультация для воспитателей "Развитие предметно-практических действий у дошкольников с нарушением зрения через работу с трафаретами"

В данной консультации говорится о том, что необходимо использовать при обучении детей с нарушением зрения специальные средства и приемы, которые обеспечат успешность в усвоении предметно-практических ...