Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»
методическая разработка

Жеребятьева Марина Ивановна
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих  и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад № 23 «Малышок»

г. Рубцовск  Алтайского края

МБДОУ «Детский сад № 23 «Малышок»

__________________________________________________________________________

658220, г. Рубцовск, ул. Спортивная, 25А

тел.: 2-74-63; e-mail: malyshok.23@yandex.ru 

ОКПО 29727697, ОГРН 1022200813139, ИНН/КПП  2209010710/220901001


     Мастер-класс для педагогов

«Развитие творческих

и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»

                                             Подготовила и провела:

                                    Жеребятьева М.И.,

                          воспитатель:  

     

       

Рубцовск, 25.11.2022 г.

  Мастер-класс для педагогов

«Развитие творческих  и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Цель: обучение участников мастер – класса использованию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов;
  • познакомить участников мастер-класса с методами и приемами коммуникативных способностей детей;
  • вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми;
  • поддерживать коммуникабельность и доброжелательность между участниками творческого процесса, готовность к творчеству.

Основные этапы мастер-класса: теоретический, практический, заключительный.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • получение педагогами представления о возможности применения театрализованной деятельности в работе с детьми;
  • внедрение в образовательную деятельность педагогов  методов  и приёмов обучения коммуникативных и театрализованных игр.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам в работе по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Методы и приемы:

  • приветствие «Круг радости»;
  • упражнения на снятие мышечного напряжения;
  • игры на развитие коммуникации;
  • упражнение на развитие памяти;
  • упражнение на развитие воображения;
  • этюды на выразительность мимики, пластики

Ожидаемые результаты мастер класса:

  • научить решать проблемы общения и взаимоотношения между детьми;
  • научить обогащению эмоциональной сферы, активизации речевой деятельности детей;
  • решать проблемы эстетического и нравственного воспитания;

Ход

Добрый день уважаемые педагоги! Давайте улыбнёмся друг-другу. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется полезной для вас.

Сегодня я хотела бы провести с вами мастер класс на тему «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности».

Сейчас я хочу рассказать вам об актуальности этой проблемы.

В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется социально-коммуникативному развитию детей. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как со взрослыми, так и со сверстниками.

В каждом ребенке есть талант, главное суметь его увидеть и помочь раскрыть. Все дети любят сказки. И даже маленький ребенок с удовольствием будет изображать: как прыгает зайка, летает бабочка, переваливается косолапый мишка. А театр –это сказка и это реальность, где каждый ребенок может легко перевоплотиться в тот или иной образ, проявить свое творчество.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и узнаваемые»- говорил наш известный педагог В.А. Сухомлинский.

Я согласна с ним, и думаю, что если планомерно, систематически использовать в образовательном процессе театрализованные игры, то уровень развития коммуникативных способностей будет значительно выше.

В своей работе с детьми мы используем игры на развитие творческого воображения, внимания, упражнения на развитие гибкости и пластической выразительности. Дети с удовольствием выполняют задания на развитие игрового творчества, фантазии.

Для театрализованных занятий и самостоятельной деятельности детей у нас оборудован театральный уголок, который постепенно пополняется новыми видами театра и атрибутами.

А сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми методами и приёмами нашей работы.

Каждое утро мы начинаем с «Круга радости». Это создаёт благоприятный эмоциональный настрой на весь день. Сейчас я хочу показать вам одно из таких упражнений:

«Улыбка»

(Играть можно парами или стоя в круге)

Ты – мой друг, и я – твой друг,

(Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Как прекрасен мир вокруг!

(Развели руки в стороны)

Мы друг другу улыбнёмся,

(Улыбаемся друг другу)

Дружно за руки возьмёмся!

(Берёмся за руки)

(Педагоги выполняют упражнение)

Что вы почувствовали, ощутили? (Ответы педагогов).

2. Следующий прием - это упражнение на снятие мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится следующее упражнение.

Игра Ласковый мелок»

Цель: снятие мышечного напряжения в области спины, развитие навыков общения.

Ход игры: Дети делятся на пары. Один ложится на пол, другой пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, домик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания игры ласково погладить по спине, «стереть рисунок». Затем дети меняются местами.

Давайте попробуем поиграть с вами в эту игру.

(Педагоги играют в эту игру.)

Вы почувствовали, что стали расслабленными, менее напряженными? (Ответы педагогов).

3.В жизни человека очень важно понимать чувства других – это источник благополучного общения. В детях чувство понимания чувств другого, сопереживание заложено изначально. Наша задача развить эти чувства. Для этого мы с детьми проводим игры на развитие коммуникации.

Цель наших игр: Сплотить детей, снять зажатость, скованность, создать благоприятный эмоциональный настрой. Давайте попробуем поиграть в эти игры.

«Газета»

Ход игры: Вызываются 4-5 детей. Воспитатель кладёт на пол газету. Все дети должны встать на неё, чтоб ноги не оказались на полу, только на газете. Затем дети уходят с газеты, а воспитатель складывает её пополам. Дети снова должны встать только на газету. Затем дети снова уходят с газеты, а воспитатель складывает газету ещё раз пополам. Так продолжается до тех пор, пока дети не будут стоять очень близко друг к другу. После этого игра заканчивается и вызывается следующая 5 детей.

(Педагоги играют в эту игру.)

«Доброе животное»

Дети встают в круг, держась за руки. Воспитатель говорит, что у нас в группе появилось очень доброе невидимое животное, оно такое же как наш круг. Давайте представим его себе и покажем, как оно дышит. При этом вы должны слушать друг - друга, и делать всё вместе, ведь это 1 животное. Давайте покажем, как оно дышит. Для этого мы сделаем шаг вперёд и вдохнём, а потом сделаем шаг назад и выдохнем. Но ещё раз повторю, вы должны сделать это все вместе и слушать друг - друга, чтоб у нас получился 1 вдох и 1 выдох. (Дети выполняют). А теперь давайте покажем, как у нашего животного стучит сердце. Шаг вперёд «тук», шаг назад «тук». (Дети выполняют, слушая друг - друга).

(Педагоги играют в эту игру.)

Вы наверно почувствовали, что вы стали более раскрепощёнными, у вас появилась уверенность в себе, почувствовали симпатию друг к другу. Такие игры очень полезны для сплочённости детского коллектива.

4. Переходим к следующему приему- упражнению на развитие памяти. Память имеет важное значение в театрализованной деятельности. Дети должны развивать память для того, чтобы хорошо запоминать материал и разыгрывать сценки или спектакли.

Сейчас мы попробуем с вами поиграть в одну из таких игр.

Игра «Глаза открываем – стихи вспоминаем»

Цель этой игры – развитие внимания, воображения и памяти.

Как играем: вы хотите выучить с ребенком стихотворение? Например, такое:

Осень золотая в гости к нам пришла

И с собою много красок принесла.

Желтый, и зеленый, и бордовый лист,

На тропинку нашу, падая, ложись.

 

Дождик-шалунишка к нам стучит в окно.

Улетают птицы в небо высоко.

Мы с собой корзинки разные возьмем.

В лес мы по грибочки дружно все пойдем.

Итак, начинаем.

Прочтите первую строчку. Предложите детям закрыть глаза, представить ее образ. Например, идет красавица Осень, вся в золоте. А может, дети представят другой образ? Спросите их, какая осень в их воображении.

Вторая строчка: «И с собою много красок принесла». Рисуете словами картинку: образ осени и цветных узоров или красок в корзине и т. д.

Таким приемом лучше запоминается любое стихотворение. Ведь он основан на чувственном восприятии.

(Педагоги играют в эту игру.)

А сейчас я хочу предложить вам ещё одну игру, которая способствует развитию внимания и памяти.

Игра «Помнишь ли ты?»

Цель этой игры - развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»

(Педагоги играют в эту игру.)

Я бы советовала педагогам играть в эти игры с детьми каждый день, ведь развитие внимания и памяти является одним из важнейших факторов психологического развития ребёнка. Таких игр существует очень много, если нужно я вам могу предложить игры из своей картотеки.

5.Все мы знаем, что дети очень любят фантазировать, воображать. Они не могут мыслить односторонне, банально как взрослые. Именно поэтому мы включаем в свою работу с детьми упражнения на развитие воображения.

Целью таких упражнений является развитие фантазии, творческой активности детей. Я хочу предложить вам такую игру:

«Шкатулка со сказками»

Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры:

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.

Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

(Педагоги играют в эту игру.)

6. Все мы с вами знаем, что для того, чтоб выразительно передать настроение того или иного персонажа мы используем много приёмов, одним из них является мимика. А теперь я хотела бы узнать у наших уважаемых педагогов что такое мимика? (Ответы). Верно, это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние, например- радость, грусть.

Давайте с вами попробуем провести упражнение на развитие мимики. У меня есть кубик, но он не простой, а «эмоциональный», на нём изображены разные эмоции, которые мы можем изобразить. Давайте попробуем изобразить с помощью этого кубика одного из любимых сказочных персонажей - «Карлсона».

(Педагоги выполняют упражнение с помощью кубика)

Упражнение «Разговор через стекло»

Цель: развивать мимику и жесты.

Представить толстое стекло, оно не пропускает звука. Первая группа показывает, вторая отгадывает, то, что увидели. «Мне холодно», «Ты забыл шапку».

Этюды на развитие творческого воображения.

- подойти к столу и рассмотреть его будто это: королевский трон; аквариум с рыбками; костёр; куст цветущих роз; памятник.

- передать книгу будто это: кусок торта; кирпич; грязный платок; бомба.

- взять со стола карандаш как будто это: печёная картошка; маленькая бусинка; червяк.

7.Следующий прием - упражнение на развитие пластики.

Что такое пластика? (Ответы). Правильно – это способность передавать движения при помощи тела.

Цель этих упражнений - развить выразительность, изящность движений.

Давайте попробуем выразительно передать настроение наших героев при помощи пластики.

«Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!»

(Педагоги выполняют упражнения)

«Ромашка»

А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите 1 какой-нибудь цветок, например, Ромашку. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему нужно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже красивый, пушистый цветок. Он раскрылся и впервые взглянул на мир.

(Педагоги выполняют упражнения)

Спасибо, у нас получилась очень красивая цветочная поляна. Давайте посидим на ней, и послушаем пение птиц, полюбуемся красотой цветов.

(Включается аудиозапись «Пение птиц» - упражнение на релаксацию)

Я показала вам лишь только часть приёмов, которые мы используем на своих занятиях по театрализованной и коммуникативной деятельности.

8. Театральная мини-постановка сказки Теремок.

Вед. - А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)

(Звучит сказочная музыка. Ведущий переодевается в Петрушку)

Внимание, внимание,

Извещаем всех заранее!

Пора отправляться в страну Театралию,

Где состоится представление,

Всем на удивление!

- У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.

Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)

  1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
  2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
  3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
  4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
  5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).
  6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) .

Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте вы друзья.

Стоит избушка,  Резная верхушка,

Тесом покрыта, Щелком прошита,

Что это? (Теремок)

Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.

Петрушка. Вот стоит наш Теремок,

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка. Познакомьтесь Мышка, я,  Брожу по лесу я,

Ищу себе домишко.  Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

Петрушка. А вот и лягушка прискакала.

Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. По дорожке, угадай-ка,  Кто бежит к нам?

Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!

Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

Петрушка.

Хорошо им в Теремочке!  Так идут, бегут денечки…

По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала…

Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Про слыхал про то Медведь,

Пошёл терем поглядеть… Идёт лесом, ковыляет,

Увидал он Теремок –Стукнул по стене разок…

Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь!

Что за терем-теремок? Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,

Сладких зерен поискать. Видит: чудо-теремок.

Петя. Что за терем-теремок?  Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Терем, правда наш хорош!

Только в Терем не зайдешь!

Ты оркестр собери,  Нам скорее покажи.

Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите,

Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем

Мы поем, танцуем, пляшем.

Оркестр «Воздушные шарики»

9.Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи эмоциональных смайликов вы покажете своё отношение к нашему мастер-классу. Весёлый – мастер-класс понравился. Очень весёлый –мастер – класс очень понравился. Грустный – я ничего для себя не взяла. Спасибо всем за внимание! До новых встреч!

10.Подведение итогов.

Литература и используемые источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2021/12/07/pedagogicheskiy-sovet-razvitie-tvorcheskih-i-kommunikativnyh.
  2. https://infourok.ru/dokladrazvitie-kommunikativnih-i-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-posredstvom-teatralizovannoy-deyatelnosti-596641.html.
  3.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [текст]/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2017.- 368 с.
  4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [текст]/ Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей/ Е.А. Антипина. - М.: Сфера, 2016. - 122 с.
  5. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 - 5 лет [текст]/ Метод. рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей/ Н.Ф. Губанова. - М.: Просвещение, 2018. - 120 с.
  6.  Золотова А. С., Шестова М.С., Головнева Н.А. Роль театрализованных игр в воспитании дошкольников // Аллея науки. – 2018. - №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осозн...

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности"

Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Этот вид деятельности требуе...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная игра - ведущий помощник педагога в развитии творческих способностей детей....