ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
рабочая программа (старшая группа)

Кебезекова Валерия Александровна

«Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobr.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

по теме: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования» 

                               

с. Улаган, 2022г.

План по самообразованию

 «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»

То, что я услышал, я забыл

 То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

Актуальность. В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи:

• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Ожидаемые результаты: В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

Перспективное планирование по теме самообразования

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме. Оформление картотеки экспериментов.

Сентябрь-октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности;

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;

Октябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды;

Ноябрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и презентация проделанной работы;

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1.  Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.
  2. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
  3. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
  4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.
  5.  Изучение свойств воды в исследовательской деятельности. Опыты с водой.
  6. «Чудесный мешочек».  Цель:  Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.
  7. «Откуда сосулька».  Цель:   Познакомить детей об образовании льда.
  8. «Игры с султанчиками». Цель: Познакомить со свойством воздуха – движение.
  9. «Мутная водица». Цель:  Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.
  10. «Сладкая водичка».  Цель: Формировать представление о том, что в воде растворяются.
  11. НОД «Путешествие в страну «Чудес и превращений»
  12. Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода.

Сентябрь-октябрь

Сентябрь

Октябрь

   

     

Январь

   

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Март-май

 

 

 

Работа с родителями

  1. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Октябрь

  1. Создание «Центра экспериментирования»

Ноябрь

  1. Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» .

Декабрь

  1. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

Март

  1. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи».

Май

Работа с педагогами

1.Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

Декабрь

Посещение НОД у воспитателей ДОУ «Посадка цветов».

Май

Список используемой литературы:


1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 20045.
6.Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: Сфера, 2016.
10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
11.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и экспериментирование.

Данный материал раскрывает многогранность весенних явлений в природе и жизни человека....

Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».

Одним из видов игр,  которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...

Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...

картотека опытов по экспериментированию

В картотеке представлены опыты, при помощи которых воспитатель может в более доступной форме объяснить ребёнку суть природных явлений и закономерностей....

Картотека опытов по экспериментированию в разных возрастных группах

Картотека опытов иэкспериментов для дошкольников....

опыты и экспериментирование в подготовительной группе ДОУ

Файл содержит картотеку опытов и экспериментов на разные темы, явления природы в разные времена года. картотека разбита на разделы вода, воздух,звук, песок и почва, растения....

презентация "Опыты и экспериментирование"

презентация для педагогов ДОУ...