Консультация для педагогов
консультация

Халикова Зульфия Гумаровна

полезная информация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами опытно – экспериментальной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель высшей  кв. категории

Халикова З.Г

 

 

 

 

 

                                                             

 

                                                             2024 

Дошкольный возраст - очень важный период в жизни человека. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Огромную роль в познавательном развитии дошкольника играет экспериментальная деятельность. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

 В настоящее время детское экспериментирование получило отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).

Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами. В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа и синтеза, учит детей сравнивать и классифицировать предметы и явления, развивает речь ребенка, поскольку имеется необходимость в вербальном оформлении деятельности

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Структура же познавательной активности может быть представлена следующим образом:

- Мотивационно-потребностный блок (любознательность, познавательный интерес, познавательная потребность);

- Регуляторный блок (самостоятельность, настойчивость, инициативность, произвольность эмоциональных проявлений);

- Деятельностный блок (вопросительно-исследовательская активность, познавательная позиция);

- Результативный (объективные показатели познавательной деятельности);

- Рефлексивно-оценочный (самооценка своей познавательной активности).

Обучая детей, посредством экспериментальной деятельности, нужно исходить из того, что:

- дети не удовлетворены теми знаниями, которые у них есть, их недостаточно, возникает потребность в новой информации;

- новые знания должны быть изложены в доступной форме, быть понятными и полезными;

- новые представления должны дополнять имеющиеся, усложняться поэтапно. Должны быть полезными в практической деятельности детей.

Детям нравится проводить опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

При проведении опытов все дети вовлечены в процесс. Дети сами проделывают манипуляции с песком, глиной и т.д. посредством нехитрых действий у детей развивается внимание, любознательность, наблюдательность, сталкиваясь с трудностями они учатся их решать, выполняя конкретные практические действия.

Опытно – экспериментальная деятельность должна быть организована в тандеме (союзе) взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, инициативности, а также даже если малыш выполнит какие – либо действия неправильно взрослый (педагог) всегда сможет направить в правильное русло и поставленная задача будет решена.

В работе считаю необходимым руководствоваться традиционными методами, такими как:

- Наглядный, который заключается в просмотре иллюстраций, наблюдения за объектами. Так же в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности наблюдения бывают разных видов:

а) распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

б) за изменением и преобразованием объектов;

- Словесный. Подразумевает: беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

- Практические методы. Базой данного метода выступает игра – как ведущая форма деятельности. Виды игр: игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Другая группа методов - использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. Так как развитие компьютерных технологи не стоит на месте, и наше время особенно актуальным является обучение детей с использованием компьютерных технологий.

В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Таким образом, экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами. В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка.

Делая вывод, можно сказать, что обучение посредством опытно – экспериментальной деятельности является очень важной неотъемлемой частью воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....