Методические рекомендации «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка

Методические рекомендации посвящены вопросам организации патриотического воспитания дошкольников в ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_1.docx58.18 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 101»

Методические рекомендации «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Аннотация: методические рекомендации посвящены вопросам организации патриотического воспитания дошкольников в ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Формы реализации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников

Реализация предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания; навыки по изучаемым тематическим блокам.

Большая роль в реализации работы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств - процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности - игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе (селе, деревне), городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Таким образом, основными формами работы по патриотическому воспитанию детей являются: тематические занятия; занятия по изобразительной деятельности; беседы о родном крае, природе, знаменитых людях; чтение книг на подходящие темы; подборка стихотворений и песен; наблюдения; игры; посещение выставок; составление альбомов; проекты и т.д.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагается оформить в группе зону нравственно-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Модель развивающей предметно – пространственной среды по нравственно – патриотическому воспитанию:

Уголок «Юный патриот».

Задачи: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- тематические альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, заводы) «Наша область» (медицина, спорт, культура, образование), «Народы Оренбуржья», «Россия» (города, костюмы, песни, национальная кухня), предметы искусства народов Оренбуржья, других регионов России; предметы одежды и быта народов Оренбуржья;

- художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России); 

- традиции, обычаи, фольклор родного края, других регионов России (описания, иллюстрации);

- дидактические игры по краеведению;

- флаг, гербы и другая символика городов родного края, России; фотография президента РФ.

- мини-музей («Предметы быта народов России», «Одежда народов России», «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);

- диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России.

- схема-подсказка «Работа в центре «Юный патриот»»

 Особенности организации педагогической диагностики

Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме

Педагог ДОО использует следующие методики и тесты:

  • проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка);
  • метод изучения продукте» детского творчества;
  • метод наблюдения;
  • метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него, жизненных ситуаций и др.;
  • методы математико-статистического анализа полученных данных;        
  • методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.

Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детей

Ф.И. ребенка

н.г.

к.г.

1.Родной город

   - Название города.

   - Название реки.

   - Домашний адрес.

   - Название профессий родителей.

   - Название почты, школы, аптеки, больницы, детского сада, других достопримечательностей города

   - Транспорт родного города: виды транспорта, название, назначение, транспортные профессии.

2.Родная природа

   - Название времен года, приметы сезонных изменений в родном городе.

   - Названия диких животных родного края, их повадки, жилище.

   - Названия зимующих и перелетных птиц родного края.

   - Названия лекарственных растений родного края.

     - Названия растительности родного края: деревья, кустарники, грибы, ягоды.

3.Родная страна

   - Название нашей страны – Россия.

    - Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других.

   - Знания символического значения цветов флага и герба.

     - Знание правил поведения во время звучания гимна.

      Знание столицы России – Москва.

     - Знание имен знаменитых соотечественников.

     - знание крупных городов и рек России.

4.Родная культура

    - Знание русских народных сказок.  

    - Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине.

    - Знание предметов декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковские и богородские игрушки).

     - Знание народных праздников и их значения (Рождество, Масленица, Пасха)

5.Личностный компонент

   - Отношение к окружающей среде

   - Забота о близких

   - Проявление дружелюбия

   - Умение управлять своими чувствами, договориться

   - Умение анализировать свои

поступки и поступки других

Уровень знаний

Высокий уровень.

Ребенок без особого труда называет свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес, профессии родителей, виды транспорта преобладающие в родном городе. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребенок передает настроение и впечатление. Знает достопримечательности города, название аптек, детских садов, больниц, где они расположены. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ, и города, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, русские народные сказки, пословицы и поговорки о Родине. Называет природные богатства России. Знает приметы сезонных изменений в родном крае, диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир Оренбуржья и России. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, ему требуется помощь, подсказка, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес, городской транспорт, частично называет профессии. Знает достопримечательности, но не может объяснить их место нахождения. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значении у флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Знает русские народные сказки, затрудняется назвать пословицы и поговорки о Родине, народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Знает: диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир родного края, затрудняется назвать лекарственные растения. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться с ними, оказывает помощь. Анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень

Ребенок часто допускает ошибки.  Не знает названия страны, округа, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн РФ, но затрудняется в узнавании символики округа и родного города. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, распространенных профессиях родного края, названиях школ, садов, библиотек. Знает русские народные сказки, но не может назвать народные праздники, игрушки, пословицы и поговорки о Родине. Знает диких животных и птиц России, но не может назвать флору и фауну родного края, природные богатства. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, редко считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "патриотическое воспитание дошкольников в условиях требований ФГОС"

Как бы ни  менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И, если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам...

Методические рекомендации для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Методические рекомендации посвящены вопросам организации патриотического воспитания дошкольников в ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

Методические рекомендации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества....