развитие коммуникативных способностей А.Г. Арушанова
презентация по развитию речи
развитие коммуникативных способностей у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык - бесценное достояние народа, тысячелетиями передается из поколения в поколение в процессе общения. Ребенок дошкольного возраста обладает природной чувствительностью к языку, врожденной способностью к постижению тайн фонетики , грамматики, семантики .
Многие поколения людей передавали и сохраняли родной язык вне организованного обучения, школы или детского сада. В этнопедагогике накоплен богатейший опыт трансляции языка: это и пестушки , потешки , песенки, сказки, загадки , скороговорки, пословицы и поговорки , народные игры. Из поколения в поколение существовали детские дворовые сообщества, среда бытования детского фольклора . В игровой форме, в форме посиделок, праздников, игрищ организовывалось общение детей со сверстниками, детское языковое творчество.
В освоении языка ребенок выступает в роли первопроходца, исследователя , активно познающего тайны языка. (Ф.А. Сохин называл это первыми детскими университетами .) Ребенок вслушивается в слово, задает вопросы, высказывает предположения , обыгрывает слова, экспериментирует со звуками, смыслами , рифмами. Это специфически детский способ освоения языка, саморазвития языковой способности . В этом языковом творчестве соединяются природная чувствительность к языку и природная познавательная активность. Природа «снарядила» ребенка в путь познания языка , окружив его доброжелательными помощниками —родителями , братьями и сестрами, сверстниками.
При стихийном обучении возникает широкий диапазон индивидуальных различий . Все дети имеют разные врожденные отличия нервной системы, темперамента , здоровья, строения артикуляционного аппарата , слуха, ориентировочной активности. Дети попадают в различные социальные условия, материальную , речевую среду. Все эти моменты могут благоприятствовать или препятствовать нормальному речевому развитию ребенка. В условиях квалифицированного организованного обучения существует возможность преодоления негативных условий и создания комфортной среды. В силу особой чувствительности ребенка к языку в дошкольные годы очень важно не упустить возможность создания благоприятных условий, организации квалифицированного обучения родной речи.
В методике выделяются задачи формирования языка, языковой способности и развития связной речи (диалогической и монологической). Разработаны многочисленные словесные дидактические игры с языковым содержанием (лексическим, фонетическим, грамматическим). Выделены типы связной монологической речи ( описание, повествование, рас суждение, контаминация) и определены пути их формирования.
Диалог как основная форма речи, цель, принцип речевого воспитания , внутри которого развивается текстовая активность. При этом диалог выступает не просто как вопросно-ответная форма, но как дружеская беседа, где ребенок —равноправный партнер, а подчас и инициатор общения. Особое значение имеет диалогическое общение детей со сверстниками, рассматривая его как резерв речевого развития, сферу саморазвития языковой способности , коммуникативной самодеятельности детей.
Цель коммуникативного развития— овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми . Само название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи — средство общения, установление диалогических , партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями , чувствами, деятельностью. Это современный взгляд на проблему речевого воспитания, отражающий достижения онто -, психолингвистики , психологии речи, лингводидактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/29/picture-13669-1659084298.jpg)
План подготовки педсовета «Речевое развитие и развитие коммуникативных способностей в детском саду»
План подготовки педсовета «Речевое развитие и развитие коммуникативных способностей в детском саду»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-82928-1541615212.jpg)
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
В статье рассматривается вопрос о формировании правильной математической речи. Автор раскрывает приемы развития устной математической речи, предлагает перечень математических слов, для...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-411961-1393416888.jpg)
Сотрудничество учителя-дефектолога с семьей в развитии коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
из опыта работыСемья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации. Учиться жить по законам общества.Формирование коммуникативных спо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/06/picture-804826-1470508073.jpg)
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
консультация для воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177264-1358177121.jpg)
Доклад на тему: «Использование современных педагогических технологий в организации образовательной деятельности по речевому развитию и развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
В докладе описаны современные педагогические технологии по развитию коммуникативных способностей детей....