Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
статья по математике (старшая группа) по теме

Мирских Елена Александровна

 

В статье рассматривается вопрос о формировании правильной математической речи. Автор раскрывает приемы развития устной математической речи, предлагает  перечень математических слов, для  отработки слоговой структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие математической речи49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 301

Красноармейского района г. Волгограда

Консультация для воспитателей

логопедических групп

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития,  на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Подготовила:

Мирских Елена Александровна

Учитель-логопед

I квалификационной категории

2013г.

Волгоград

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития,  на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению в школе. Преодоление недоразвития речи достигается путем целенаправленного коррекционно-развивающего обучения. Здесь решаются не только задачи обучения и воспитания, но и задачи коррекции.

Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием.

Воспитательные задачи могут быть реализованы в процессе анализа жизненных ситуаций и формирования морально-волевых качеств личности.

Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развития понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логически совершенной связной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос воспитателя, самостоятельно выполнить задание, нужно не просто понять материал, а самостоятельно размышлять. Возьмем, к примеру, подготовительную группу, решение задачи. Ребенок должен показать в своем ответе умение не столько дать правильный ответ, сколько разбираться в структуре рассуждений, знать значение каждого математического термина, самостоятельно мыслить.

В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки, т.к. лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль слушателя. Все такие слова и фразы следует безжалостно выкинуть за ненадобностью. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной и одновременно изящной.

Эту работу, работу над связностью  математической речи, следует начать уже на первом году обучения детей с ОНР, III уровня речевого развития.

На занятиях по формированию математических знаний нужно работать над развитием устной речи, к которой предъявляются такие требования, как содержательность, логичность и последовательность. Все эти требования реализуются в комплексе.

Приемы развития устной математической речи:

  1. Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов. Для успешного решения этой задачи воспитатель должен следить прежде за своей речью, а затем за речью  детей. Полезно в ходе занятия предлагать (фронтально или индивидуально) упражнения вида:

- повтори слова соблюдая ударение:  треугóльник, прямоугóльник, пирамúда, вычитáемое, фигýра...

- прочитай пример на доске: прибавить к двум, вычесть из восьми, к пяти прибавить один, ...

- прочитай пример: прибавить к числу два, вычесть из числа восемь, к числу пять прибавить один, ...

Если дети не правильно определяют падеж числительного, воспитатель помогает им, читает сам, а затем просит детей повторить.

  1. Работа над слоговой структурой слов на занятиях математики сводится к четкому произношению количества слогов математических слов. Упражнения:

- повтори: ква-драт, о-вал, мно-го-у-голь-ник, ...

- назови количество слогов в слове: прямоугольник (5 слогов), задача (3 слога), плюс (1 слог), ...

- назови слова с одним слогом (с двумя слогами): плюс, круг, ...

3. Словарная работа на занятиях математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, формированию умений составлять содержательное связное высказывание. Упражнения:

  - объясни значение слов и словосочетаний: условие задачи, сложить, вычесть, ...

    - назови соседей числа 7, назови число стоящее перед  5, после него,…  

При составлении упражнений данного вида следует включить больше заданий на применение терминов « правильно», «неправильно» (Правильно ли  Миша назвал соседей числа 7?)

У тех воспитателей, которые уделяют серьезное внимание усвоению математических терминов, правил, дети не испытывают затруднений при выполнении заданий.

4. Формирование культуры математической речи  сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и скудность речи, употребление лишних слов в предложении. На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. Упражнения:

- Петя прочитал пример так: « К «пять» прибавить «единица» будет «шесть». Правильно ли он прочитал пример?

- Маша назвала состав числа 5 так: число «пять» это «два» и «три». Правильно ли она сказала?

5. Развитие связной математической речи. Необходимо следить за правильным составлением предложений, обучать детей составлению условий задач, обучать составлению плана выполнения действий, требовать проговаривать результат деятельности, предложить детям закончить объяснение.

Для реализации задач развития математической речи детей в работе воспитателя должна быть определенная система. Только при этом условии удастся сформировать у детей соответствующие умения.

Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, моделировании, развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие, но и развитие связной математической речи.

В процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходно-разговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.

Решение коррекционных задач значительно отличает методику преподавания математики для детей с нарушением речи от методики обучения детей, не имеющих речевой патологии. Это требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению.

В процессе корректирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности, доступности, наглядности, активности, прочности, принцип индивидуальности, принцип комплексного подхода.

Перечень математических слов для отработки слоговой структуры

Односложные слова: два, три, пять, шесть, семь, часть, круг, куб, шар, день, ночь,

Двусложные слова: один, восемь, девять, десять, сколько, какой, предмет, отнять, убрать, меньше, больше, справа, слева, вверху, внизу,  части, длина, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, овал, квадрат, цилиндр, форма, сзади, между, рядом, близко,  утро, вечер, раньше, позже, вчера, завтра, угол, низко, быстро,

Трехсложные слова: четыре, который,  меньшее, большее, добавить, поровну, равенство, направо, налево, далеко, целое, высота, ширина, толщина, длинная, узкая, короче, длиннее, фигура, впереди, сегодня, круглая, высоко, медленно

Четырехсложные: количество, неравенство, широкая, треугольник, овальная, квадратная,

Пятисложные: прямоугольник, треугольная,

Шестисложные: четырехугольник.

Список литературы:

  1. Буланова Л.В. – Первые шаги в математику.-Волгоград, 2004
  2. Леушина А.М. –Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1974.
  3. Метлина Л.С. –Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1985.
  4. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР.-Спб.: ДЕТСТВО- ПЕСС, 2010.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно- методические рекомендации. –М., 2009.
  6. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова М.А., Шапиро Е.И.-Язык, речь, коммуникация: словарь.-СПб.:2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада.

Консультация для воспитателей по активизации речевой деятельности на непосредственно образовательной деятельностиельности по познавательному развитию. Представлены примеры речевых игр и упражнений, ко...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Данная консультация для воспитателей содержит различные приемы и методы активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию  элемен...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду.  Главная цель словарной работы с детьми на зан...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)

В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...

развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....