Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ильясова Екатерина Владимировна

Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду.  Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике – уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.Овладение словарем обеспечивает  возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

                                                             «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит»

(М.В.Ломоносов)

Математику называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Известно, что мышление действием в дошкольном возрасте  опережает мышление речью. Любое действие по мере овладения новым заданием развивается от  внешнего к действию в уме. 

3-4-х летние дети не могут выполнять задание, которое решается чисто речевыми средствами, т.е. в плане внутренней речи.  Дети средней группы   выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, и только старшие дошкольники  рассуждают.      Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной психологом П.Я.Гальпериным, действие постепенно отражается от внешней опоры и переходит в умственный план, т.е  внешняя речь постепенно переходит во внутреннюю «про себя». Формирование начальных математических понятий и действий подразумевает не только  умение  считать, измерять и решать, но и  развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, уметь их передавать с помощью речи, знаков, символов.  Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду.  В новых книгах с конспектами по ФЭМП это не всегда прослеживается. У  Метлиной Л.С. «Математика в д\саду» эта задача проходит практически через все занятия.   

   Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Связь речи и мышления двусторонняя: мышление не только находит выражение в речи и формируется в ней, но и регулирует речевой процесс.

   Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных  всеми частями речи: существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами.  Специфическая особенность словаря, который усваивают дети на занятиях по математике  - это значительное преобладание таких частей речи: числительных, прилагательных, наречий, предлогов, которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно. 

Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике – уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности. 

Условное деление словаря на активный и пассивный, даёт возможность последовательности занятий от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения,   к точному и осмысленному употреблению в речи ( т.е о пассивного к активному словарю). 

В математике при описании свойств предметов и их отношений требуются точные слова – термины (названия геометрических фигур, элементов фигур, вычислительных действий,  сравнительных действий. 

Качественные  отношения («много», «один», «ни одного», «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов.  Дети  осваивают существительные, обозначающие пространственные, временные отношения (утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, вчера; названия дней недели, месяцев.

   На занятиях  дети учатся не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои впечатления (шире- уже- дорожка, ручеек; выше- ниже- забор, дерево, человек; толще-тоньше - ствол дерева ; учатся отличать разницу в объеме (в первом стакане воды больше, чем во втором).; а также  находить более сложные ориентировки в величине: «большой, меньше, самый маленький»

 Овладение словарем обеспечивает  возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Например,  Ваня научился сравнивать полоски по длине (ширине) и объясняет соседу по столу: «Накладываешь полоску одну на другую и сразу видно, какая шире – уже ( длиннее- короче).

  Процесс формирования элементарных математических представлений способствует развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.  Выполняя какое- либо практическое действие, ребёнок должен суметь выразить словами это действие.  На способности описывать своё действие  формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение.

 В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по математическому развитию решаются следующие задачи. 

1. Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математике (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.

2. Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.

3. Обучению использования в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:

а) Название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, овал, ромб);

б) Элементов фигур (угол, сторона, вершина);

в) Вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равно, количество, цифра, число и т.д.);

г) Сравнительных действий (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, уже – шире, толще – тоньше и др.);

4. Активизирование умственной деятельности детей. 

5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

   Объясняя детям материал, мы используем тот же словарь, который должны освоить дети. Наша речь всегда должна быть образцом для подражания. Ориентация на образец - один их основных путей развития речи детей на занятиях.  В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки, т.к. лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль дошкольника. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной.

    На занятиях   педагог (кроме того, что объясняет, последовательно разъясняет характер упражнений) кратко, образно, конкретно обобщает ответы и  результаты практических действий, подводит итог. Его обобщения определяются программной задачей, содержанием упражнений, уровнем ответов, степенью освоенности учебного материала.

Какие формы можно использовать для  расширения и пополнения словаря ребёнка?
Всё то, что обогащает словарный (в том числе математический) запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества, развивает объяснительную и доказательную речь..

Дидактические игры способствуют знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, развивают связную речь, стимулируют познавательную активность детей.

Для расширения и пополнения активного словаря  ребёнка, дифференциации слов можно использовать такие игры:- «Наоборот» (презентация);

-«Дополни предложение» (Завтракаем утром, а ужинаем…Река широкая, а ручей…Куст низкий, а дерево…)

-«Чудесный мешочек» ( в мешочке лежат геометрические фигуры, нужно достать и назвать то, что достал.  Как догадался, что это..круг?)

Загадка-средство представлений о некоторых математических понятиях. В загадках математического  содержания анализируется предмет или явление с количественной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.

-Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой. Все 4 стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, как зовут его…(квадрат)

-Нас 7 братьев. Летами мы все равные, а именем разные. Отгадай кто мы? (дни недели).

-Вид её, как запятая, хвост крючком, и не секрет: любит всех она лентяев, а лентяи её нет» (2)

При знакомстве с числами и цифрами  можно разучить  скороговорки: «3 сороки, 3 трещётки потеряли по 3 щётки: 3- сегодня, 3-вчера, 3 –ещё позавчера.»,  «У четырёх черепашат по 4 черепашёнка».

    На занятиях используются пословицы и поговорки, в которых заключается жизненный опыт народа и опять же используется число: «  7 раз отмерь-….1 отрежь», « Не имей 100 рублей – а ….», «Весна да осень- на дню погод …»

   Считалки -  являются ценным средством  для обучения детей количественному, порядковому, обратному счёту; а также закрепляют временные представления. Любая считалка активизирует у детей речь, память, внимание.

«1,2,3,4,5,6,7,8,9,10- выплывает  ясный  месяц. Кто до месяца дойдёт- тот тогда водить пойдёт!»

«1,2,3-вслед за мною говори: в понедельник, вторник, среду - в гости к бабушке поеду, а в четверг и пятницу- санки к дому катятся. За субботой, воскресенье - в этот день пекут печенье. 1,2,3-всю считалку повтори!»

    Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок.

 Слушая их условия, ребёнок должен быть внимательным, чтобы правильно ответить на вопрос, сообразить ,что требуется сосчитать. В процессе решения сказочных задач, закрепляются навыки счёта, представления о величине, форме, цвете.  

  На день рождения Муха-цокотуха позвала гостей на чай. Первыми приползли гусеницы и заняли 2 стула. Затем прилетели 3 бабочки, тоже сели на стулья. Вскоре прискакали  кузнечики и уселись на двух стульях. Только хотели пить чай, в дверь постучали, приполз жук и занял ещё одно место. Сколько стульев было занято? (9) Сколько  было гостей ?(8) 

Сформированность  грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребёнок должен установить зависимости между данными в задаче, выделить их логические связи. Отсюда следует: речь-это важная предпосылка овладения счётными операциями. 

    Не исключены, разумеется, на занятиях по ФЭМП  и речевые ошибки.

 Причина: неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений, отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное ошибочное использование (например, даже взрослые говорят вместо высокий - большой, маленький - вместо низкий). 

   Задача воспитателя – исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приемами. 

 -Упражнение на постановку вопроса. Педагог учит детей задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения. Коля сравнил два четырехугольника. О чем можно спросить его? … (Что ты узнал, сравнив прямоугольники по размеру?) Или по выполнении практического действия: - Спросите Лену зачем она разложила предметы в 2 ряда? ( Лена, что ты узнала, раскладывая предметы в два ряда?)

-Ёще такой  приём: - Объясни так, чтобы всем стало понятно, для чего ты прикладывал полоски одну к другой.

- Или можно сформулировать вопрос на готовый ответ; - Я скажу ответ, а вы задайте мне на него вопрос. Ответ такой: - Треугольник отличается от квадрата количеством сторон и углов.  (Чем отличается  треугольник от квадрата?)

 Все описанные приёмы  преследуют  одну цель – развивать мыслительную активность и речь дошкольника  и привить дошкольнику интерес к познанию.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

В статье рассматривается вопрос о формировании правильной математической речи. Автор раскрывает приемы развития устной математической речи, предлагает  перечень математических слов, для...

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада.

Консультация для воспитателей по активизации речевой деятельности на непосредственно образовательной деятельностиельности по познавательному развитию. Представлены примеры речевых игр и упражнений, ко...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Данная консультация для воспитателей содержит различные приемы и методы активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию  элемен...

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников...

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...