Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений
консультация (средняя группа) на тему

Акбашева Лилия Мубараковна

Данная консультация для воспитателей содержит различные приемы и методы активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию  элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.dlya_pedagogov.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 37 г.Салавата»

Консультация для педагогов

Активизация речевой деятельности

на занятиях по формированию

элементарных математических представлений

Подготовила: воспитатель

                                                                           Акбашева Л.М.

Салават 2016

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится только к тому, чтобы научиться считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает ещё и развитие способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать  с помощью знаков, символов.

В осуществлении познавательной деятельности ведущая роль принадлежит речи. Выполняя практическое действие, ребёнок должен суметь оречевить это действие. На способности описать своё действие формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение. В математике при описании свойств предметов и их отношений требуются точные слова – термины. Используемые на занятиях по математике обороты отличаются строго заданным порядком сочетаний слов. Для успешного усвоения счётных операций прежде всего необходимо овладеть определённым лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребёнок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значения, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребёнок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.

Таким образом, одной из важнейших предпосылок овладения счетными операциями служит речь.

В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП решаются следующие задачи.

1.Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой и возрастом.

2.Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.

Широкие возможности для формирования математической культуры у дошкольников представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Малые фольклорные формы подчиняясь общим признакам, закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики, но главная их особенность – приобщение к категории материнства и детства. Ценность этих произведений заключается прежде всего в их высокой интонационной выразительности. Звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приёмами: хлопает в ладоши, выполняет ритмические движения, использует контактное взаимодействие (прикосновение-поглаживание), что также используется в процессе математического образования детей.

Малые фольклорные формы помогают взрослым в воспитании у дошкольников положительного отношения к режимным моментам и обучению. Чтение потешек, загадок, сказок, песенок обязательно сопровождается показом наглядного материала, что позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребёнка, помогает запоминанию и пониманию математического материала, развитию мышления, речи, стимулированию позновательной активности, тренировке внимания и памяти.

Для ознакомления с геометрическими формами можно использовать такие стихи:

Мы с тобой построим домик,

Крышей будет треугольник,

У крыши уголки остры,

Сколько их? Один, два, три!

Круглый мяч и солнца диск

Формы круглой тоже!

По поляне мяч катись,

И круг катиться может!

Для закрепления названий чисел и порядка их следования в натуральном ряду полезно познакомить детей со следующим стихотворением:

Одна луна на небесах.

Две стрелки ходят на часах.

3- огонька у светофора.

4- лапы у Трезора.

5- пальцев на одной руке, 5- пальцев – братцев в кулачке.

6- быстрых лапок у жука.

7- дней у нас в неделе.

Есть 8 ног у паука, но 9 дырочек в свирели.

И 10 пальцев на руках, на двух руках, в двух кулачках.

Большие возможности для закрепления нумерации чисел порядкового и количественного счета имеют рифмованные стихи.

 Порядковый счёт

«Пироги пекла Лиса»

Вот какие чудеса пироги пекла Лиса.

Первый – для норушки, для мышки – поскребушки.

Второй пирог – для Зайки, для Зайки – побегайки.

Третий – на тарелочке – хлопотунье Белочке.

И т. д.

В процессе изучения нумерации чисел можно использовать скороговорки :

Ворона вороне на день рожденья

Прислала 3 ведра варенья.

Прилетела вся родня, варенье съели за 3 дня!

Для формирования основ математической культуры на занятиях по математике и в режимные моменты полезно использовать пословицы и поговорки:

Один ум хорошо, а два лучше.

Заблудился в трёх соснах.

Семь пятниц на неделе.

Загадки помогают ребёнку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях.

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

С хитрым носиком сестрица

Счёт откроет ...

Лебедь плавает в тетрадке,

Значит что-то не в порядке.

Если ты совсем Незнайка,

Цифру эту получай-ка.

Цифру эту угадай-ка!

Она большая зазнавай-ка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру ...

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою ...

Если ДВА перевернуть

И внимательно взглянуть,

Так и сяк взглянуть опять,

То получим цифру ...

Если навесной замок

Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь

Не замок, а цифру ...

На косу она похожа,

Но косить траву не может —

Не наточена совсем

И не косит цифра …

Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова.

Цифра шесть перевернулась,

Новой цифрой обернулась!

Нолик, стань за единицей,

За своей родной сестрицей.

Только так, когда вы вместе,

Называть вас будут ...

Он похож на колобок,

Он пузат и круглобок.

На него похожа Кошка,

Если сложится в клубок.

Когда педагог читает стихотворение – задачу он должен делать небольшие паузы в тех местах где дети должны сосчитать количество предметов.

Было 8 черепах, 8 костяных рубах.

Черепахи веселились.

Две из них в песок зарылись.

Сколько их осталось здесь?

Было 8 – стало 6 .

Для отдыха детей во время занятий проводятся физкультминутки:

1, 2 – выше голова,

3, 4 – руки шире.

5, 6 – тихо сесть,

7, 8 – лень отбросим.

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Дети младшего возраста очень любят играть с пальчиками своих рук.

«Кулачок»

Как фасолинки в стручке, наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем и фасольки рассыпаем.

1, 2, 3, 4, 5 – собираем все опять.

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Ну а мы подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы окончили считать»

3.Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:

- названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб и т. д)

Формирование представления о треугольнике и его компонентах может происходить  с помощью следующего стихотворения:

Жили – были 3 подружки в разных домиках своих.

3 весёлых хохотушки – точками все звали их.

Между этими домами реки длинные текли.

Точки очень не хотели ножки промочить свои.

И тогда они решили между домика взять

И мосты большие сделать, чтобы в гости прибегать.

Мост с мостом соединился – треугольник получился.

- Элементов фигур (угол, сторона, вершина);

- Вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равно, количество, цифра, число и т.д.)

- Сравнительных действий (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше и д.р.)

- Пространственных отношений (верх - низ, впереди - сзади, налево – направо, рядом – далеко и т.д.)

4. Активизирование умственной деятельности детей.

5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

 Работа по активизации речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится поэтапно.

1.Начинается с обследовательских действий: ощупывание цифры, сделанной из пластмассы, фанеры, наждачной бумаги и др. материалов. В процессе этого вида деятельности дети учатся рассказывать о своих ощущениях, догадках, у них развиваются двигательная и зрительная память, мышление, внимание, речь.

2.Обводка цифры, штриховка, раскрашивание. Дети учатся согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность в ходе выполнения задания уточняются знания детей о цвете, а расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости.

3.Составление цифры из кубиков «Цифры» и составление её из частей направлены на развитие аналитико – синтетической деятельности, внимания, памяти, развития моторики, умения ориентироваться в пространстве.

4. Для развития воображения проводится задание «На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.

Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0.

Единица, будто спица. Вот какая единица.

Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.

5.Рисование цифры мокрым пальчиком на доске, на песке , в воздухе. В данном задании закрепляется образ цифры не только зрительно и моторно, дети учатся соотносить речевое обозначение цифры с её графическим изображением.

6.Чтение стихов про цифры.

7. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников.

Сказка «Маша и Медведь» помогает формировать количественный и порядковый счёт, временные представления (части суток), представления пространственные о величине (размере) и форме.

Сколько героев в сказке? (четыре)

Сколько из них людей? (трое)

Сколько животных? (одно)

Кто из героев самый большой? (медведь)

А Машенька какая по размеру? (маленькая)

Назовите части животного? (голова, туловище, передние и задние лапы)

Составьте из геометрических фигур медведя.

Какие фигуры вам для этого потребуются? (круг, овал, прямоугольники)

Сколько времени отсутствовала Машенька? (целый день)

Перечислите части суток, о которых говорится в сказке? (утро, день вечер).

 Таким образом, активизация речевой деятельности происходит во время ознакомления с математикой, если занятия по формированию элементарных математических представлений построены грамотно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Интегрированное занятие по формированию математических представлений "Путешествие к математическому чудо дереву".

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Физкультура", "Музыка".Интеграция детской деятельности: Игровая,  коммуникативная, познавательная. В современной образовательной ...

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

НОД по формированиюэлементарных математических представлений

Обощение знаний о геометрических фигурах...

Коррекция интеллектуальной и речевой деятельности через формирование элементарных математических представлений.

Статья содержит материал из опыта работы воспитателя логопедической группы.Предложенные дидактические игры и игровые упражнения математического содержания позволяют включить детей в беседу, строить ме...