Коррекция интеллектуальной и речевой деятельности через формирование элементарных математических представлений.
статья по математике (старшая, подготовительная группа)

Иншакова Марина Германовна

Статья содержит материал из опыта работы воспитателя логопедической группы.Предложенные дидактические игры и игровые упражнения математического содержания позволяют включить детей в беседу, строить между ними диалоги, учить межличностному взаимодействию. В целом расширяется словарный запас детей, совершенствуется грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция интеллектуальной и речевой деятельности через формирование элементарных математических представлений.

Из опыта работы.

       

        Занятия по формированию элементарных математических представлений позволяют осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности.

При выполнении речевой деятельности у детей с нарушением речи отмечается снижение деловой активности, отсутствие интереса к выполнению речевых заданий, недостаточная сосредоточенность. В связи с этим важная роль отводится формированию и поддержанию интереса к выполнению заданий. Этому способствует использование наглядных пособий, дидактических игр и игровых приемов.

В своей работе мы используем логические кубы, грани которого представляют основные математические представления (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве,  ориентировка во времени). Логические кубы можно использовать как часть занятия, или как физминутку, или провести игротеку.

При обучении счету предметов, помогают яркие наглядные пособия: «Корзина», «Ромашка», «Осень», «Зима», кораблик «Смелый».

Особо хочется выделить логические блоки Дьенеша (по имени венгерского психолога и математика Дьенеша). Каждый набор для ребенка включает в себя 24 блока, т.е. 24 геометрические фигуры, отличающиеся цветом, размером и формой. Для индивидуальной работы мы используем 48 блоков (к перечисленным свойствам добавляются толщина). На начальном этапе дети отбирают все блоки (т.е. фигуры), например, по цвету. Эта информация кодируется карточкой красного цвета. Затем выбираются красные большие блоки (карточкой красного цвета + многоэтажный дом).  В конечном итоге задание усложняется, и дети отбирают только красный большой квадрат (карточкой красного цвета + многоэтажный дом + изображение квадрата).

Дети, играя с блоками Дьенеша, учатся выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства; обобщать объекты по одному, двум и трём свойствам (форма, цвет, размер).

Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: кодирование информации, строить высказывания. Любимые игры детей: «Цепочка», «Угощение для медвежат», «Укрась клумбу», «Укрась ёлку», «Построй город». Подобные игры могут проводиться как на занятии, так и вне занятий. Используя блоки Дьенеша, дети научились решать логические задачи на разбиение по свойствам, в словаре детей появились такие определения:  «… это желтый маленький круг. На карточке обозначен желтый цвет, значит сюда можно положить все желтый блоки».

Дети самостоятельно выкладывают из геометрических фигур различные узоры и предметы. Геометрический конструктор «Транспорт», кубики «Сложи узор», «Соты Кайе» способствуют совершенствованию конструктивных навыков. Дети с удовольствием играют в эти игры в свободное время. Общаясь между собой, дети приобретают коммуникативные навыки.

В работе с детьми мы используем счетные палочки Кюизенера. В процессе игр и упражнений с цветными палочками («Построй лестницу», «Составь коврик», «Составь рисунок») дети легко познают отношения больше - меньше, столько же, больше (или меньше) на 1, деление целого на части, состав чисел из единиц и меньших чисел. На занятии часто проводим игру-викторину: дети прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задавать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете.

Формированию пространственных представлений помогают такие игры, как «Собери схему», «Найди по описанию», «Справа – слева, сверху – снизу», «Похожий – непохожий».

Графические навыки дети отрабатывают в тетрадях с печатным материалом. Это тетради с заданиями для развития детей в двух частях:

1. Математика для малышей.

2. Знакомимся с геометрией.

Формированию представлений о времени помогают не только словесные дидактические игры, в которых дети придумывают предложения, рассказы со словами, обозначающие время, отгадывают загадки («Когда это бывает?», «Какое это время года?»), но и развивающие игры, например «Ассоциации», «Времена года», «Мои первые часы».

Стимулирующее влияние на развитие речи оказывает развитие мелкой моторики рук. С этой целью на занятиях по математике используются разнообразные практические задания, требующие скоординированных действий между руками, а также тактильного восприятия объектов. («Волшебный мешочек» - классификация плоских и объемных фигур, «Сосчитай на ощупь», нахождение блоков Дьенеша на ощупь «Драгоценные камни»).

Вне занятий дети охотно играют в игры Воскобовича («Квадрат Воскобовича», «Рисуем шнурком», «Умный шнурок»), в геоконт, лото, домино.

Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания позволяют включить детей в беседу, строить между ними диалоги, учить межличностному взаимодействию.

Дидактические игры способствуют тому, что у детей с ОНР появляются инициатива, настойчивость, самоконтроль.

В целом расширяется словарный запас детей, совершенствуется грамматический строй речи.

Мы используем в своей работе:

  • «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  • Методические рекомендации А.В. Калиниченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи», которые направлены на коррекцию речевого развития и познавательной деятельности в процессе обучения математике.
  • Коррекционно-развивающее обучение И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР.
  • М.А. Касицына «Дошкольная математика с детьми 4-5 лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через экологию для детей 4-5 лет на тему «В зимнем лесу».

Цель: Развитие математических способностей детей через экологию.Задачи: Воспитывать заботливое отношение к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь, отзывчивость, коммуникативность...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через использование ИКТ и логических блоков Дьенеша. "Лесныая математика"

разработка данного  конспекта непосредственной образовательной деятельности направлена на закрепление у детей 4-5 лет элементарных математических представлений, а именно: навыков счета в пределах...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.

Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...

«Интеллектуальное развитие детей, через формирование элементарных математических представлений».

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на меж аттестационный период 2019-2023 г....

Интеллектуальное развитие дошкольников через формирование элементарных математических представлений

Математика! Опять математика. Математика во все времена остается для детей, учеников трудной работой. Так утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев.Изменилось ли восприятие математики с тех пор?...