"Особенности взаимодействия с различными типами семей"
материал

Парфенок Анастасия Юрьевна

Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Семья - это группа людей, которые связаны отношениями. Именно отношения создают семью. Качество семьи определяется качеством отношений.

Семья для ребенка – это его вселенная. И законы мироздания он постигает на примере собственной семьи. Опираясь на свой опыт, он выводит эти законы и далее строит свою жизнь, исходя из них. При этом его восприятие мира может оказаться полным, богатым и разнообразным, либо слишком узким, односторонним и искаженным – в зависимости от той школы чувств, которую он прошел в детстве, в отношениях со своими родителями.

Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vzaimodeystviya_s_razlichnymi_tipami_semey.docx79.96 КБ

Предварительный просмотр:

         Реферат

На тему:

«Особенности взаимодействия с различными типами семей»

                  

Выполнила: Парфенок А. Ю.

Москва2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Важность взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями 4

1.1. Проблемы современной семьи4

1.2. Роль семьи и воспитателя ДОУ 6

Глава II. Особенности взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями8

2.1. Типы семей и содержание работы воспитателя с родителями8

2.2. Формы общения воспитателя с родителями в ДОУ10

Заключение16

Список интернет-источников17

Введение

Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Семья – это группа людей, которые связаны отношениями. Именно отношения создают семью. Качество семьи определяется качеством отношений.

Семья для ребенка – это его вселенная. И законы мироздания он постигает на примере собственной семьи. Опираясь на свой опыт, он выводит эти законы и далее строит свою жизнь, исходя из них. При этом его восприятие мира может оказаться полным, богатым и разнообразным, либо слишком узким, односторонним и искаженным – в зависимости от той школы чувств, которую он прошел в детстве, в отношениях со своими родителями.

Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Глава I. Важность взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями

  1. Проблемы современной семьи

В настоящее время педагоги не могут обойтись без помощи родителей, без сотрудничества на различном уровне. И родители хотят видеть своих детей достойными гражданами общества, но не всегда обладают достаточным объемом знаний и умений по воспитанию детей. Семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти не ограниченными возможностями формирования его личностных качеств.

Схема 1

Разнообразные формы педагогического просвещения родителей, о которых говорилось ранее, безусловно, позволяют решать сразу несколько задач, а именно:

  • установление партнерских отношений с родителями;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

К сожалению, не все родители способны переосмыслить свои воспитательные установки, проанализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценить и найти причины своих педагогических ошибок. И если педагог не будет настойчиво и кропотливо работать и в этом направлении, какие бы формы воздействия мы не изобретали, они не принесут желаемого результата. Важно проанализировать методы воспитания той или иной семьи и выстроить свою работу так, чтобы культивировать все лучшее и корректировать имеющиеся просчеты.

Методы воспитания детей в семье — это способы или пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою специфику: влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности ребенка. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимание цели воспитания, родительской роли в жизни ребенка, представлений о ценностях стилей семейных отношений. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Отсюда и неоднозначный отклик родителей на проводимые нами мероприятия: одни охотно участвуют во все всех мероприятиях и вовлекают в них детей, откликаются на любую просьбу, проявляют активность и инициативу, а другие ищут любой предлог, чтобы самоустраниться от всего, не проявляют интереса к успехам ребенка и не прислушиваются к его желаниям.

Следует отметить, что в 21веке наблюдается кризис семьи, заключающийся в том, что семья все хуже выполняет свою главную функцию: воспитательную. Негативное влияние на нее оказывают такие факторы как: ухудшение экономической ситуации, расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, нравы, человеческие отношения, традиции, половая распущенность, высокий процент разводов, алкоголизм и наркомания родителей.

По данным социологов работающая женщина уделяет воспитанию детей не более 6-7 минут в сутки. Можно выделить ряд факторов, ослабляющих семейные отношения: почти полное исчезновение труда в семье, изменение положения женщины в современной семье, в настоящее время она имеет возможность выгодно приложить свои усилия и вне семьи. В связи с этим происходит перемена в ее психологии, сопряженная с независимостью от мужа, что дает ей право выстраивать семейные отношения по-своему. Нередко в современных семьях родители заняты работой, а воспитанием детей занимаются дедушки и бабушки, что влечет за собой столкновение разных систем воспитания. Непосредственное влияние на семейное воспитание оказывает происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка. Отрицательно сказывается на семье и сокращение рождаемости, что сужает область общения ребенка и опыт его коллективных взаимоотношений. Материнский капитал, с одной стороны, подстегнул рождаемость, но обрекся незрелостью родителей в воспитании детей. Современная семья характеризуется заметным увеличением числа разводов и неудачных браков, нормой становится гражданский брак, имеющий форму сожительства, а также многосемейственность современного мужчины и свободное материнство женщины.

1.2.  Роль семьи и воспитателя ДОУ

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи. В связи с таким положением появился термин “семьи группы риска”, которые нуждаются в особой поддержке.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Глава II. Особенности взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями

2.1. Типы семей и содержание работы воспитателя с родителями

Организацию работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: “Как поступить в том или ином случае?”.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

2.2. Формы общения воспитателя с родителями в ДОУ

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Схема 2

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, “Круглые столы” и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, такие темы: “Знаете ли вы своего ребенка”, “Воспитание послушания у детей”, “Методы педагогического воздействия” и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, “чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами”. Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа “доклад”, “мероприятия”, “повестка дня”, “явка строго обязательна”. Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Таблица 1

Классификации нетрадиционных форм (Т.В. Кротова)

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, тестирования, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинар-практикум, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней/недель открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями (таких, например, как социологические срезы, опросы, “Почтовый ящик”) являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как “Встреча Нового года”, “Лучший папа”, “Папа, мама, я – дружная семья” и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др.

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта.

От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Можно провести анкетирование: “Чего вы ждете от детского сада в этом году?”, “Об организации дополнительных платных услуг”, “По результатам года”.

Также можно применить творческие объявления. Объявления постоянно присутствуют для родителей: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым повысив уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.

Заключение

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Список интернет-источников

  1. https://infourok.ru/user/chudaeva-anastasiya-anatolevna/blog/rabota-s-raznymi-tipami-semej-209808.html;
  2. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37624;
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/tema-vospitanie-v-raznyh-tipah-semei.html;
  4. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/konsultacziya_dlya_pedagogov_formyi_obshheniya_pedagoga_s_roditelyami_v_dou/;
  5. https://cspsid-pechatniki.ru/raznoe/osobennosti-vzaimodejstviya-uchitelya-s-predstavitelyami-administracii-shkoly-vzaimodejstvie-pedagoga-s-semej-i-obshhestvennostyu.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Особенности взаимодействия детского сада и семьи.

В современных условиях проблема взаимодействия детского сада и семьи становится особенно актуальной. Произошедшие в последнее время преобразования социокультурной сферы затронули и деятельность дошкол...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...

Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»

Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Открытость      дошкольного учреждения для родителей....

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

Методические рекомендации по организации работы с различными типами семей...