Особенности взаимодействия детского сада и семьи.
материал на тему

Косова Светлана Анатольевна

В современных условиях проблема взаимодействия детского сада и семьи становится особенно актуальной. Произошедшие в последнее время преобразования социокультурной сферы затронули и деятельность дошкольных образовательных учреждений. Согласно нормативным документам - главная роль в поддержке и помощи семье ребенка-дошкольника принадлежит государственным дошкольным образовательным учреждениям. При этом детский сад должен в первую очередь ориентироваться на потребности, интересы семьи и ребенка. В связи с этим происходит изменение характера взаимодействия образовательного учреждения и семьи: теперь родители выступают в роли потребителей, а педагоги и администрация отвечают за организацию выбранных родителями образовательных услуг. Таким образом, для обеспечения собственной востребованности и привлекательности для семей воспитанников, педагогам необходимо продумать способы активизации родителей, их участия в образовательном процессе дошкольного учреждения, работу по повышению педагогической компетентности родителей, то есть грамотно организовать процесс взаимодействия детского сада и семьи.

Особенно остро данная проблема предстает перед дошкольными работниками в настоящее время в связи с выходом «новых федеральных требований к структуре и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования». В контексте данного документа в качестве основной формы взаимодействия педагогов и детей рассматривается праздник, как один из видов досуговой деятельности малышей в детском саду.

Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что на современном этапе проблема использования детского досуга в образовательном процессе детского сада не достаточно изучена. С позиции современных исследований (А.Н. Антонова, Н.И. Бочарова, Г.Г Волощенко, А.В. Даринский, Е.И. Добринская, А.Д. Жарков, Г.С. Комарова, И.А. Новикова, Б.А. Титов, О.Г. Тихонова и др.) - досуг - важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет человеку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей. В исследованиях последних лет (М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.) показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности (М.В. Крулехт, М.В. Созинова), разработаны педагогические условия взаимодействия детского сада и семьи в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере детских садов Вьетнама (Данг Лан Фыонг). Однако в практике работы дошкольных учреждений досуг детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и праздник. Развивающий потенциал детского досуга в условиях семьи менее изучен. Анализ исследований (СИ. Бекин, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Ф.М. Орлова и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам дошкольников. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vzaimodeystviya_detskogo_sada_i_semi.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия детского сада и семьи.

Анализ педагогических исследований (А.А.Арутюнова, Л.П.Бошлакова, Т.А. Березина, Н.Ф.Виноградова, В.П.Дуброва, Л.В. Загик, В.М.Иванова, В.К.Котырло, Т.А.Маркова, Н.А.Стародубцева, Т.А.Репина и др.), что проблема взаимодействия сотрудников ДОУ и родителей является одной из приоритетных в условиях дошкольного образования. Идеи взаимосвязи семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение и в ряде нормативно-правовых документов, в том числе “Концепции дошкольного воспитания”, “Положении о дошкольном образовательном учреждении”, “Законе РФ об образовании” и других.

В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: “Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

При этом детский сад должен в первую очередь ориентироваться на потребности, интересы семьи и ребенка. В связи с этим происходит изменение характера взаимодействия образовательного учреждения и семьи: теперь родители выступают в роли потребителей образовательных услуг, педагоги и администрация отвечают за организацию услуг, выбранных родителями.

Таким образом, для обеспечения собственной востребованности и привлекательности для семей воспитанников, педагогам необходимо продумать способы активизации родителей, их участия в образовательном процессе дошкольного учреждения, то есть организацию процесса взаимодействия детского сада и семьи.

В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы, методы работы по взаимодействию семьи и ДОУ с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил утверждать, что ещё в советские годы зарождались разнообразные формы сотрудничества, взаимодействия детского сада с семьёй; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Исследования О.Л.Зверевой и Т.В. Кротовой показывают, что многие формы сотрудничества детских садов с родителями существуют длительное время, в практике работы они получили название “традиционных” Обобщая взгляды многих авторов на специфику взаимодействия  ДОУ и семей воспитанников можно выделить ряд наиболее популярных форм работы.

Формы работы с родителями

Общие

Групповые

Индивидуальные

Педагогические консультации

Беседы

Семинары

Тренинги

Конференции

Совместное проведение занятий, досугов, праздников

Клубы по интересам: национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы

Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемок

Дни открытых дверей

Педагогическая гостиная

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, “Круглые столы” и др. При этом наиболее популярной коллективной формой взаимодействия являются групповые родительские собрания, которые понимаются как действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, в посещение семьи.  Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; её особенность – активное участие и воспитателей и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся: выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, фотографии.

Стало очевидным, что нужны новые формы взаимодействия семейного и общественного воспитания. Поиск современных форм взаимодействия возможен на основе анализа и привлечения таких смежных с педагогикой дисциплин, как научная демография, медицина, социология, психология и др.

В работах Т.В.Кротовой выделяются следующие нетрадиционные формы работы с семьей: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Информационно-аналитическая:

Основной целью использования данной группы является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. К основным формам работы здесь можно отнести проведение социологических срезов, опросов, использование “Почтовых ящиков” и т.д.

Досуговая:

В данном случае основной целью будет установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Поэтому основными формами взаимодействия здесь будут выступать совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательная:

Цель данной группы - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольников. Формирование у родителей практических навыков в воспитании детей. Формы проведения: семинары-практикумы, собрания, консультации в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, решение проблемных ситуаций.

Наглядно-информационная (информационно-ознакомительная, информационно-просветительская):

Основная цель - ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии ребенка. Основными формами работы являются информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

Очевидно, что данные формы взаимодействия можно с успехом использовать в процессе включения родителей в организацию досуговой деятельности детей в условиях детского сада. Однако, необходимо определить сущность понятия досуг и выделить виды досуговой деятельности детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьей

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, и это отражено в содержании ФГОС ДО. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждения...

Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  взаимодействие с с...

Презентация "Особенности взаимодействия детского сада и семьи"

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.                                  ...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...