Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация
ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность, повышать их компетентность в деле воспитания детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность, повышать их компетентность в деле воспитания детей. Однако мамы, папы, бабушки и дедушки далеко не всегда охотно идут на контакт с педагогами, не вникают в их рекомендации.
И особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь идет о родителях детей с ОВЗ. Как донести дородителей нужную педагогическую информацию? Как заинтересовать их в совместной работе? Как сделать участниками воспитательного процесса?
Основные сложности, которые возникают при общении с родителями детей с ОВЗ.
Родителей дошкольников, у которых отмечаются различные заболевания или отставание в развитии, делятся на две группы:
∙ Родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье. Они активно вступают во взаимодействие с педагогами, включаются в реализацию коррекционно-развивающих и воспитательных программ, участвуют во всех мероприятиях дошкольной образовательной организации.
∙ Родители, не признающие особых потребностей у своих детей. Они говорят: «У меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ребенком справиться», «У нас нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты».
Вторая категория родителей встречается довольно часто. Родители не обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем». Например: Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словам и звукокомплексами, не связывая их во фразу, а мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек».
Ребенок часами один молча катает машинки в углу. Реакция мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…».
Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю, их не отдаёт. Сожаление мамы: «С ним никто не хочет играть…».
В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки, не жуёт твёрдую пищу. Мама объясняет: «Он у нас такой ленивый, не хочет жевать, весь в папу…».
Выше перечисленные примеры из педагогической практики показывают, что родители отрицают наличие проблем у ребенка и не готовы получить помощь специалиста.
Взаимодействие с родителями первого типа не представляет собой ни какой сложности. Однако второй тип встречается довольно часто и поэтому наладить продуктивную и согласованную работу с ними - задача педагога. Её решение должно строится на следующих принцепах:
1) Доброжелательность и позитивность общения.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог должен продемонстрировать, что он руководствуется интересами воспитанника и желает ему только добра.
- Индивидуальный подход.
Каждая проблема ребенка с ОВЗ уникальна, и решаться она должна исходя из всех имеющихся факторов.
- Сотрудничество.
Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь - это эффективный путь к положительному и продуктивному взаимодействию.
4) Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
Работа с родителями должна вестись в следующих направлениях:
Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта с родителями (анкетирование, тестирование, наблюдение)
Наглядно-информационное направление.
Цель: Ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и коррекции детей в условиях детского сада. Даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме (записи видеофрагментов организации различных видов деятельности детей, режимных моментов, фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки, буклеты и т.д)
Познавательное направление.
Цель: Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста (общие и групповые собрания, индивидуальные консультации и беседы)
Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми (праздники, утренники, акции)
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию. Задача воспитателя – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка. Для этого есть несколько способов, например:
- Рассказывать родителям об успехах их ребенка.
Если маме, папе или бабушке каждый вечер говорят только о том, какой их ребенок плохой, как он кричал, дрался, разбрасывал котлеты во время обеда, общение с воспитателем становится для них мучением. Отсюда агрессия или желание поскорее уйти. Если же сначала похвалить ребенка, а только потом аккуратно перейти к разговору о проблемах, конструктивного общения будет гораздо больше – родители перестанут видеть в педагоге врага и начнут прислушиваться к его советам.
- Пригласить родителей на индивидуальную беседу.
Проблемы с развитием и здоровьем ребенка – совсем не то, во что хотелось бы посвящать посторонних. К тому же, когда вокруг разговаривают другие родители и шумят дети, действительно можно что-то не расслышать или упустить. Поэтому гораздо правильнее беседовать об особенностях воспитанников с их семьей с глазу на глаз. Также важно помнить, что воспитатель в беседах с родителями всегда должен быть улыбчив, доброжелателен, сдержан, способен понять другую точку зрения. Внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей.
- Пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком. Многие родители действительно не видят проблем в развитии малыша, потому что не знают, как он выполняет задания и поручения воспитателя, общается с другими детьми, не сравнивают его со сверстниками. В условиях детского сада все особенности будут налицо. А если родители объективно оценивают развитие ребенка, они смогут увидеть методы, которые использует в работе воспитатель, и перенести их в домашнюю обстановку.
- Нередко родители детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются в социальном вакууме, что делает их замкнутыми, агрессивными. Воспитатель может попытаться исправить ситуацию. Например, начать аккуратно привлекать родителей особого малыша к мероприятиям в детском саду. Пусть сначала это будет подготовка костюмов, декораций, сценариев или что-то еще, не требующее общения с другими мамами и папами, педагогами. Если воспитатель видит, что родителям нравится участвовать в жизни ДОО, они сами проявляют инициативу, можно развивать это направление совместной деятельности и дальше.
- Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей, необходимо тактично указывать на ошибки. Например, «Я понимаю, что вы очень много занимаетесь с ребенком, но мне кажется, вам не помешают еще и занятия у логопеда».
Из всего выше сказанного можно выделить основные задачи работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Все формы эффективны, тогда, когда позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
Консультационно-диагностический пункт в МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» как форма оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультационно-диагностический пункт, как форма реализации приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения ...

Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптац...

Инновационная модель сетевого взаимодействия педагогов и родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Инновационная модель сетевого взаимодействия педагогов и родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья...
