Программа дополнительного образования по логопедии "Учусь правильно говорить"
рабочая программа
Программа дополнительного образования по логопедии "Учусь правильно говорить"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета заведующей Детским садом «Солнышко»
Детского сада «Солнышко» ________________Чечиковой О.Е.
протокол №_____________ приказ____________________
от_____________________ от________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования по логопедии
«Учусь правильно говорить»
Подготовила учитель – логопед: Мальцева О.С.
с. Яр- Сале
2023 год
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………..........
- Характеристика нарушений речи…………………………………………………………………………………...............
- Содержание коррекционной работы……………………………..........................................................................................
- Работа с родителями …………………………………………………………………………………………………….
- Организация предметно – развивающей среды....................................................................................................................
- Календарно-тематическое планирование.………………………………………………………………………….............
- Планируемые результаты освоения рабочей программы………………………………………………………................
8. План работы на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи …………………………
9. Список литературы…………………………………………………………………………………...…………..….............
10. Приложение………………………………………………………………………………………………………………….
- Пояснительная записка
Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики. Развитие языковой способности рассматривается сегодня как один из основных механизмов вхождения ребёнка в культуру, как фактор его социализации. Из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка, является речь. Современный ребёнок должен к 5 годам овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Даже незначительное нарушение вызывает дискомфорт, неуверенность в себе. Любые недостатки речи отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности и ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми. Полноценное развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. К сожалению, с каждым годом появляется всё больше детей с различными нарушениями речи. Если вовремя устранить нарушения звукопроизношения, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения.
В развитии ребенка значительную роль играет не только основное образование, но и дополнительное. Работа с детьми в кружках направлена на развитие речи в игровой деятельности. Посещение кружков позволяют ребёнку раскрыться.
На основании Конвенции ООН«О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования определены Министерством образования Российской Федерации основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры. Речь включается в качестве важного составляющего. Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, ребёнок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- ребёнок фантазирует, играет со словами и звуками;
- задаёт много вопросов, проявляет любознательность;
- в социальном мире, в котором живёт ребёнок, он накапливает знания о себе и окружающем.
Так как ни один из целевых ориентиров не возможен без освоения речевой культуры, для достижения необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Данная программа по дополнительному образованию составлена с использованием современных инновационных технологий и методик, в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики.
Логопедическую помощь сложно оказать всем нуждающимся в условиях ДОУ. Количество воспитанников, имеющие речевые нарушения растёт.
Поэтому создан кружок "Учусь говорить правильно», который будет способствовать становлению всех сторон языковой деятельности, развитию моторики рук. В основу нашей Программы положено создание доступных условий для всестороннего гармоничного развития дошкольников.
Рабочая программа по устранению речевых нарушений опирается на следующие программы:
- Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до года»;
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»;
- Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР».
- Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
- Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
Актуальность.
Общее речевое развитие целесообразно проводить в развивающем кружке «Учусь говорить правильно». Своевременно оказанная помощь позволит исправить речевые нарушения у дошкольников. Работа по данной программе нацелена на коррекцию нарушений речи путем развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики с одновременным освоением лексических тем. Так как при любой форме речевых нарушений и любой степени их проявления в первую очередь страдает произносительная сторона речи.
Цель программы – укрепление мышц органов артикуляции и развитие общей моторики. Развитие у детей предпосылок для овладения правильным произношением звуков через развитие фонематических процессов, выработки правильного речевого дыхания.
Поставлены нами следующие задачи:
-оказание практической помощи в устранении недостатков звукопроизношения через систему увлекательных дидактических игр и упражнений.
-развитие фонематического восприятия;
- развитие навыков самоконтроля за речью;
- умение работать над своей дикцией;
-развитие общей моторики и ориентировки в пространстве;
Цели и задачи осуществляются с помощью принципов :
- принцип опережающего подхода - раннее выявление детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии.
- принцип развивающего подхода - обучение ведёт за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода - одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей - предусматривает в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
- принцип доступности и индивидуализации - учёт возрастных, физиологических особенностей.
- принцип постепенного повышения требований - постепенный переход от простых к более сложным заданиям.
- принцип наглядности - тесная взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма, т.е. обогащение слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика контингента воспитанников
Нарушения речи у дошкольников разнообразны. На кружковые занятия приглашаются дети:
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- с фонетическим недоразвитием речи;
- с общим недоразвитием речи.
Участники программы:
- воспитанники ДОУ;
- родители.
- педагоги.
2. Характеристика нарушений речи
Характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалией, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Уровни речевого развития
При первом уровне речевого развития характеризуется отсутствием связной речи, имеются отдельные многозначные искажённые аналоги слов часто звукоподражательного плана. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Часто такая речь остаётся непонятной для окружающих. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Также характерно нарушение внимания и памяти, пальцевой и артикуляционной моторики, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
При втором уровне речевого развития нарушения грубы и стойки во всех компонентах языковой системы. Возрастает речевая активность детей: наблюдаются появления первых фраз. В словаре появляется обиходная предметная и глагольная лексика. Наблюдаются смысловые замены слов. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов. Не знают основные цвета. Недостаточно сформирована фонетическая сторона речи.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой речи. В нём отсутствуют или присутствуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий. В грамматическом строе распространены ошибки: употребление предлогов, согласование различных частей речи, построение предложений. Дети не могут воспроизвести ряд слов близких по звучанию, искажают слоговую структуру слова. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Преобладают элизии, пропуски слогов, перестановки звуков, персеверации. Отмечается общая смазанность речи. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция. Характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматики.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. В результате чего звук искажается, произносится не точно.. Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Фонетико – фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие несформированности фонематического слуха. Одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Речь детей характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции. Количество нарушенных звуков может быть достаточно большим- до 16-20 звуков.
3. Содержание коррекционной работы
Формы организации образовательной деятельности
Организация работы кружка.
Оказание платной образовательной услуги в кружке «Учусь правильно говорить»: с 15.09 по 30.05.
Предоставление услуги осуществляется в соответствии с календарно- тематическим планированием, разработанным и утвержденным на основе рабочей программы кружка «Учусь правильно говорить».
Образовательный процесс предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью до 30 минут, во второй половине дня.
Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия.
Индивидуальные занятия
Цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение нарушений звуковой стороны речи.
Зачисление на кружок происходит по заявлению родителя, на основании родительского договора, заключенного между руководителем учреждения и родителем (законным представителем) ребенка.
Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе происходит через систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций. К программе прилагается календарно-тематическое планирование в соответствии с возрастом ребенка.
Результаты коррекционно-развивающего процесса фиксируются логопедом в диагностической таблице по итогам диагностики: первичной (первая неделя октября), итоговой (третья неделя мая).
Реализация поставленных целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
В работе используются практические упражнения и дидактические игры;
наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);
словесные методы (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы)
Использование программы СИРС.
Оценка эффективности осуществляется путем наблюдений, бесед, результатов.
Формой осуществления образовательного процесса является занятие.
Схема занятий:
- Организационный момент (дидактическая игра, создающая мотивацию);
- артикуляционная и дыхательная гимнастика;
- показ правильной артикуляция звука логопедом ;
- упражнения на развитие фонематического слуха;
- повторение и развивающее задание;
- итог занятия.
План индивидуальных занятий с детьми имеющими речевые нарушения.
1) Подготовительные упражнения.
2) Постановка звуков.
3) Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
4) Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
5) Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
6) Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | Коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Развитие фонематического восприятия Совершенствование слоговой структуры слов Коррекция звукопроизношения |
Общее недоразвитие речи | Пополнение словаря Совершенствование грамматического строя Совершенствование связной речи Развитие фонематического восприятия Совершенствование слоговой структуры слов Коррекция звукопроизношения |
Результаты программы
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение дифференцировать звуки речи, определять их количество и последовательность.
- умение владеть навыками слогового, фонемного анализа и синтеза;
- умение строить предложения;
- умение вступать в диалог.
Формирование логопедических навыков по освоению рабочей программы дополнительного образования
- конкурс чтецов;
- пальчиками играем и речь развиваем,
- праздник правильной речи (совместное мероприятие детей и родителей):
- развлечение с детьми "Мой весёлый язычок";
- оформление стенда " Ура! Звук родился!"
- викторина по сказкам.
- семинары-практикумы для родителей.
- Работа с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье. Целенаправленная, систематическая спланированная, комплексная работа логопеда и родителя – важнейший аспект повышения результативности обучения. Речь ребёнка развивается, когда у него есть возможность, постоянно общаться с любящими его людьми.. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление. Рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Сотрудничество логопеда и семьи определяет общий успех коррекционного обучения.
Задачи: Поддерживать постоянную взаимосвязь с родителями, привлекать их к работе по исправлению нарушений речи у детей.
Направление работы | Сроки проведения |
| В течение всего коррекционного периода. |
Месяц | Мероприятие |
Октябрь | Родительское собрание «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» |
Ноябрь | Ток-шоу « Как говорит ваш ребёнок» Круглый стол « Формирование правильной воздушной струи» |
Декабрь | Консультация «Словесные игры с детьми 5-6 лет» (для родителей детей старшего дошкольного возраста). Круглый стол « Пополнение словарного запаса с помощью игр» |
Январь | Семейный праздник « Говорилки» |
Февраль | Мастер-класс «Помощь дошкольнику в составлении рассказа с помощью мнемотаблиц» |
Март | Консультация «Полезные игры для развития фонематических процессов» Семинар « Ребёнок-логопед-родитель» |
Апрель | Праздник « Красивой речи». |
План работы с родителями детей, посещающих кружок по коррекции звукопроизношения.
Цель: | Цель: |
Индивидуальные беседы логопеда по выявленному речевому нарушению у ребёнка. Развитие артикуляционного аппарата, постановка звуков, их автоматизация. | Под руководством логопеда родитель активно участвует в автоматизации поставленного звука в словах, словосочетаниях, фразах. |
Подготовительный этап | |
Развитие логопедом движений органов артикуляционного аппарата, и развитие правильного речевого дыхания. | Закрепление родителями в игровой форме у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата. |
Этап появления звука | |
Постановка логопедом звуков с использованием необходимых приёмов | Закрепление родителями произнесение поставленного логопедом звука. |
Этап усвоения звука. | |
Автоматизация логопедом поставленных звуков, дифференциация и последовательное введение в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы, в самостоятельную речь). | Родитель по заданию логопеда отрабатывает поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении. |
- Организация предметно – развивающей среды:
В кабинете используются альбом для обследования речи Иншаковой, дидактические игры для развития фонематического восприятия и пособия для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, «сухой» бассейн (комната релаксации), дидактические игрушки. Использование в работе программы СИРС.
Материально-техническое обеспечение. (Приложение 1)
- Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков ( ОНР, ФФНР)
Тема | I период обучения ( Сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период обучения (Декабрь, январь, февраль) | III период обучения ( Март, апрель,май) | |
Обучение дыханию через рот. | Учиться правильному речевому дыханию, вдох (носом), выдох (ртом). Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю. Упражнение « Собачка». Формировать умение правильно изменять силу голоса. | Продолжить работу над дыханием у детей и чёткостью дикции. Упражнение « Ёжики» | Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания, над выразительностью речи в свободной игровой деятельности.. Игра « Ветер» | |
Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Работа по развитию пальчиковой моторики. « На прогулку» с мелкими игрушками Работа со шнуровкой, мелкой мозаикой. | Развитие пальчиковой моторики. Пальчиковая гимнастика « Белочка» Игры с мелким конструктором. | Пальчиковая гимнастика « Ёлочка». Работа с трафаретами « Обведи и раскрась». Игра "Собери бусинки» Работа по развитию конструктивного праксиса.. | |
Развитие артикуляционной моторики. | Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Игра « Домик для язычка» | Продолжать выполнять комплексы артикуляционной гимнастики. Игра « Язычок наводит порядок»
| Комплексы гимнастики для язычка с детьми. Игра « Язычок и кошечка» | |
Коррекция Звукопроизношения | Дальнейшая активизация и совершенствование органов речевого аппарата. Постановка звуков и их автоматизация. | Работа по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков Автоматизация и дифференциация поставленных звуков с использованием дидактических игр. | Завершение работы по автоматизации поставленных звуков и их дифференциация. | |
Лексика | Расширение и уточнение словарного запаса по лексическим темам. | Расширение и уточнение словаря по темам | Расширение и уточнение словаря по темам | |
Слоговая структура слова | Работа над односложными, двухсложными и трехсложными словами. | Работа над структурой слов со стечением согласных в начале, середине, конце слов. | Работа над слоговой структурой сложных слов. | |
| Обучение составлению простых предложений, закрепить умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). Обучение пересказу. | Составление рассказа из личного опыта. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ. | Совершенствовать умение составлять описательный рассказ и рассказ по картине, серии сюжетных картин. Развитие индивидуальных особенностей и творческой речевой деятельности. | |
Развитие фонематического слуха. | Развитие фонематического восприятия. Повторение цепочки слогов. Игра « Звуковая цепочка». Повторение 3-4 похожих по звучанию слов. | Продолжать развивать фонематический слух. Игра "Поймай звук" , Игра "Запомни и повтори". | Развитие фонематических процессов. Проведение звукового анализа слов. |
Календарный план занятий по месяцам.
Сентябрь
Содержание работы | |
Тема: Осень. | Цель: обогащать словарный запас по данной теме. Усвоение грамматических категорий словообразования и словоизменения. Учить составлять коллективный рассказ по теме « Прогулка в осенний лес» |
Составление рассказа «Здравствуй осень золотая» | Цель: обучать составлению короткого рассказа с помощью метода мнемотехники. Активизировать словарный запас. Закрепить знание о деревьях, учить различать хвойные и лиственные деревья и образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить согласовывать существительные с прилагательными. |
Осенняя ярмарка. Дидактическая игра «Что выросло на огороде» | Цель: активизировать словарный запас по теме, воспитывать уважение к труду взрослых. Учить подбирать слова-признаки |
Пересказ Я. Тайца « По грибы» | Цель: расширять словарный запас по теме «Грибы». Закрепить умение пересказывать рассказ. Закрепить понятие « один- много». |
Октябрь
Хлеб – наше богатство. | Цель: познакомить с трудом хлебороба и пекаря. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Подбор однокоренных слов к слову « хлеб». |
Звери нашей тундры | Цель: актуализация словарного запаса по данной теме. Закрепить знания детей о характерных признаках животных. |
Пернатые друзья | Цель; познакомить с перелётными птицами, их внешними признаками и повадками, уточнить понятие « перелётные» и « зимующие» птицы. |
Рассказ по картине И.Левитана «Золотая осень» | Цель: учить детей рассматривать картину и последовательно рассказывать по плану, воспитывать у детей любовь к родной природе . |
Ноябрь
Путешествие в мебельный магазин. | Цель: закрепить знание о мебели, её отдельных частях, расширять знания о назначение мебели. |
Дом, в котором мы живём. | Цель: расширить кругозор детей. Дать представление о строительных материалах, учить подбирать синонимы и антонимы. |
Обобщающая беседа по теме « Обувь» | Цель: расширить словарь по теме, развивать связную речь. Научить детей обобщать. |
«Моя дружная семья» | Цель: закрепить знания о родственных отношениях в семье. |
Посуда- центр | Цель: расширить знания детей о видах посуды, умение дифференцировать. |
2 период обучения декабрь
« Здравствуй, зимушка!» Познавательная беседа о сезонном изменении. | Цель: систематизировать знания детей о зиме, обучать составлению рассказа по картине. Упражнять в подборе однокоренных слов. Провести звуковой анализ слова « зима». |
Описание по картинке снегиря и синицы. | Цель: учить работать в парах, составление последовательного плана описания птицы. Научить употреблять в речи сложные предложения. |
Животные наших лесов зимой. | Цель: закрепить знания о диких животных, учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных. |
«Новогодний калейдоскоп» | Цель: активизировать воображение. Уточнение и расширение словаря по теме. Заучивание простых стихотворений. |
Январь
Описание зайчика. | Цель: учить составлять план описания, обогащать лексику притяжательными прилагательными, учить употреблять сложные предложения. |
Я пешеход и пассажир | Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении на дорогах. Расширить знаниение о транспорте, сформировать представление о воздушном, водном и наземном транспорте. |
Сладкие угощения | Цель: расширить знания детей о продуктах питания, активизировать предметный, глагольный словарь. |
Мы на Севере живём | Цель: познакомить с условиями жизни людей и животных на Севере. Учить детей диалогу. Знакомство с полуостровом Ямал. |
Февраль
Составление рассказа «Кем хочу стать» | Цель: развивать связную речь, умение придумывать рассказ на тему с использованием средств выразительности речи, развивать творческое воображение. |
Рассказывание из личного опыта «Заглянем в семейный альбом» | Цель: оптимизация словаря по теме « Семья», формирование взаимопонимания, отзывчивости, любви к своей семье. Воспитание толерантности. |
День Защитника Отечества | Цель: систематизировать знания о Дне защитника Отечества, героях Великой Отечественной войне, родах и видах войск. |
Книжкины именины | Цель: прививать детям любовь и интерес к книге, учить бережному отношению. |
3 период обучения март
Весна - красна | Цель: уточнить представление о характерных признаках весны учить составлять рассказ по серии картин " Весна наступила" уточнить представление о жизни растений весной. |
Поговорим о маме и бабушке. | Цель: учить бережному отношению к маме и бабушке. Заучивание стихов по данной теме. |
Волшебный мир птиц. | Цель: закрепить знания о птицах, понятия перелётные и водоплавающие птицы. Изготовление кормушек. |
Комнатные растения | Цель: показать, что весной происходит бурный рост растений, обобщить представления об уходе за растениями весной. |
Апрель
Я открываю космос | Цель: обобщить знание детей о космосе, о планетах Солнечной системы. Воспитывать чувство гордости, любви за свою Родину. |
Здравствуй, школа! | Цель: обобщить знания детей о школе и школьных принадлежностях. |
Секреты бабушкиного сундука. | Цель: обобщить знание детей об одежде, головных уборах, об обуви. |
Полезные вещи | Цель: расширить знания детей о мебели и электроприборах. |
- Ожидаемый результат
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
Обогащение, уточнение и активизация словаря;
Правильное употребление грамматических средств речи;
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх;
Формирование связной речи;
Умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Правильно и четко произносить гласные звуки изолированно, в словах и фразовой речи
Правильно и четко произносить согласные звуки
Определять первый и последний звук в слове;
Делить слова на слоги;
Рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;
Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
Выполнять и удерживать артикуляционные позиции;
Уметь ориентироваться на листе бумаги.
8.План работы на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1, 2, 3, уровня.
Октябрь, ноябрь, декабрь.
Направление работы | Методы, способы и приёмы работы. |
|
|
|
|
|
|
4. Работа над слоговой структурой слова. | 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова без стечения согласных, работа над трехсложными словами. |
|
|
|
|
| Расширение и уточнение словаря по лексическим темам. |
Январь, февраль, март.
Направление работы | Методы, способы и приёмы работы. |
| Продолжать работу над речевым дыханием. |
| Продолжение работы по постановке звуков, их автоматизация и дифференциация. |
|
|
|
|
|
|
| Расширение и уточнение словаря по изучаемым темам |
|
|
Апрель, май.
Направление работы | Методы, способы и приёмы работы. |
| Продолжать работу над речевым дыханием |
| Продолжать работу по постановке звуков. Автоматизация и дифференциация звуков. |
| Учить проводить звуковой анализ слов. |
| Закрепление слоговой структуры слов. |
|
|
| Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок. Расширение и уточнение словаря. |
План работы с детьми, имеющими лексико-грамматическое недоразвитие.
Период | |
1-ый период. | Формирование лексико-грамматических категорий. Употребление единственного и множественного числа существительных. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными. Работа над словарём. |
2-ой период | Закрепление навыка согласования прилагательных с существительным в роде, числе и падеже. Образование относительных прилагательных Согласование числительных с существительными. Подбор однокоренных слов. Образование сложных слов. Составление предложений по картине, по вопросам. Составление рассказов по сюжетной картине. Пересказ. Заучивание стихотворений. |
3-ий период | Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имени существительного, прилагательного. Подбор однокоренных слов. Подбор антонимов и синонимов. Образование существительных от глаголов (Читать - читатель) Образование глаголов от существительных (летчик - летать). Составлений разных типов рассказов. Обогащение словаря. |
Список литературы
1. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина " Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН
3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
4.Н.Е. Веракса, Т.Е. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до года»;
5. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с
6. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
7. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
8. Крупенчук. О.И. Пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
9. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии Ю.А.
10. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
11. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии.
12. Журнал « Логопед»
13.Серия « Библиотека логопеда» ( Приложения к журналу «Логопед»).
14.Афонькина, Н.А. Кочугова " Рабочая программа учителя - логопеда ДОУ".( ФГОС)
15. Л.Е. Кыласова, В.В.Докутович « Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с ОНР» Волгоград: Учитель-2014г 67с.
16. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
17. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
18. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
19. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
20. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
21. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
22. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
23. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. [Текст] / Е. В. Колесникова - М. : Гном и Д, 2000.
24. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. [Текст] / И. Н. Шевченко – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
25. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т. В. Волосовец.-М.:, 2007.
26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений/ М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец и др.; Под ред. Т. В. Волосовец.-М.: Издательский центр «Академия»., 2002.
27. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит.- Спб.; Детство пресс, 2000
28. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
29. Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов.- М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
30. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии.- М.: Просвещение, 1989.
31. Гаврина С. Е. Развиваем речь у детей 3-4 лет.- Ярославль: Академия развития, 2008.
32. Новиковская О. А. Весёлая зарядка для язычка.- М.: Астрель: АСТ; СПб, 2009.
33. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2004.
34. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет.-М:ТУ Сфера, 2005.
Приложение 1.
Паспорт логопедического кабинета
- Логопедическая парта - 1
- Столы для индивидуальной логопедической работы – 3
- Зеркало настенное большое -1
- Шкаф для игрушек -1
- Шкаф для методической литературы -1
- Шкаф для одежды-1
- Столы учительские -2
- Стулья детские – 5
- Стулья взрослые -2
- Компьютер -1
- Доска магнитная настенная – 1
- Сумка логопеда переносная -1
- Альбом для обследования речи Иншаковой
- Развивающее- коррекционная методика с видеобиоуправлением-1
- Методический комплекс « Волна» для логопедического обследования -1
- Магнитофон-1
- Таймер-1
- Часы настенные-1
- Ковёр напольный-1
- Контейнеры пластмассовые для хранения игрушек
- Зеркала для индивидуальной работы- 12
- Шпатели медицинские одноразовые
- Игрушки для развития речевого дыхания:
Губные гармошки пластмассовые – 10шт
Мыльные пузыри на мыльной основе- 10шт
Футбол
Вертушки – 10шт
- Игрушки для развития мелкой моторики рук:
Матрёшки деревянные 4 шт.
Пирамидки деревянные и пластмассовые – 4.
Мебель для кукол деревянная -1
Конструкторы пластмассовые- 2
Кубики Воскобовича -1
Коробкоформ-2
Игровой набор для развития речи детей-1
Болты и шурупы пластмассовые для развития мелкой моторики- 10шт
Мячи резиновые с рифлением
Мячики пластмассовые разной величины
Мелкие игрушки резиновые
Шнуровки
Чудо соты деревянные
- Цветные карандаши
- Пластилин и доски для лепки
- Салфетки бумажные
- Набор цифр на магнитах-1
- Набор для обучения грамоте -1
- Магнитная азбука-1
- Дидактический материал:
Настольные игры :
Времена года
Профессии
Стимульный материал для логопедического обследования
Магнитная мозаика
Кубики « Учись читать»
Лото « Весёлые звуки»
Кубики « Расскажи сказку»
Пазлы для малышей
Пазлы
Картинки для обследования звукопроизношения
Мозаика пластмассовая
Игра Лото « Большие и маленькие»
Настольная игра « Играем и учимся»
Игра « Дикие и домашние животные»
Настольная игра « В мире звуков»
Кубики « Томик»
31.Демонстрационный материал:
Играем со звуками
Сложные слова
Фрукты
Овощи
Логопедическое лото
Слоги
Расскажите детям о Москве
Расскажите детям о космосе
Уроки безопасности
Алфавит
Животные Арктики и Антарктики
Сравниваем противоположности
Мебель
Продукты питания
Игрушки
Времена года
Транспорт
Обувь
Одежда
Профессии
Уроки вежливости
Моё тело
Скажи наоборот
Кукольный театр « Репка», « Колобок»
Лото для обучения счёту.
Зима « Иры – читалки»
Твёрдые согласные звуки
Ягодное лото
Заколдованные картинки
Играем в лото
Развивающая игра « Цирк»
Развивающая игра « Зоопарк»
Глаголы в картинках
Логопедические карточки
Действия – развивающие лото
Домашние животные – интерактивные карточки
Разрезные картинки для составления рассказа
32.Методическая литература
Приложение 2.
Речевая карта
1. Фамилия, имя……………………………………………………………………………………………………………………...
2.Возраст……………………………………………………………………………………………………………………………...
3. Откуда прибыл………………………………………………………………………………………….........................................
4. Дата поступления………………………………………………………………………………………………………………….
5. Национальность…………………………………………………………………………………………………………………...
6. Адрес…………………………………………………………………………………………………….........................................
7. Общие сведения о семье…………………………………………………………………………………………………………..
8. Педиатр, роды…………………………………………………………………………………………...........................................
…………………………………………………………………………………………………………………………………………
11. Речевой анамнез………………………………………………………………………………………………………………….
12. Общая моторика………………………………………………………………………………………………………………….
13. Состояние артикуляционного аппарата………………………………………………………………………………………...
Губы…………………………………………………………………………………………………………………………………...
Зубы…………………………………………………………………………………………………………………………………...
Язык…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Нёбо…………………………………………………………………………………………………………………………………..
14. Произношение звуков
а | о | у | и | ы | э | е | ё | ю | я | с | сь | з | зь | ц |
ш | ж | ч | л | ль | м | мь | н | нь | п | пь | б | бь | т | ть |
д | дь | ф | фь | в | вь | к | кь | г | гь | х | хь | р | рь | щь |
15. Фонематический слух…………………………………………………………………………………………………………..
Повтори звуки, слоги, слова………………………………………………………………………………………………………..
а, у, и…………….…….………с, з, ш…………….…………..р, л, м…………..……………ко, ро……………………………..
ру, лу……………………..……ша, ща………………………ка, та, ка………………………ба, па, са………………………….
велосипед……………………………………………….…электростанция………………………..………………………………
16. общая характеристика речи………………………………………………………………………………………..……………
А) разговорно- описательная речь ( может ли рассказать о себе, о своей семье, дет.садике, даёт ли связный рассказ, самостоятельно или с помощью вопросов, образец записать)
………………………………………………………………………………………………………………..………………………..
Б) составление предложений по картинкам……………………………………………………………..…………………………
В) составление рассказа по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Самостоятельно разложил картинки после объяснения и показа, или с помощью логопеда
………………………………………………………………………………………………………………………………………....
Г) пересказ текста…………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………..………….
Д) активный и пассивный словарь……………………………………………………………………………………...…………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………..…….
Игрушки…………………………………………………………………………………………………………..…………………..
Посуда ………………………………………………………………………………………………………………..………………
Овощи……………………………………………………………………………………………………………………………..…..
Одежда………………………………………………………………………………………………………………………..………
Глаголы с противоположным значением
Наливает…………………………………………………..…Открывает………………….………………………………………..
Надевает………………………………………………………………..……………………………………………………………..
Антонимы
Чистый………………………………………........………… холодный………………….……….…….…………………………
Горький……………………………………………………… высокий…………………………...………………………………..
Широкий……………………………………………………………………………………………………………………………...
Угадывание предмета по его описанию………………………………………..…………………………………………………..
Круглый, большой, мягкий, воздушный (шар)………………………………………..…………………………………………...
Неуклюжий, лохматый, косолапый, рычит (медведь)……………………………………..………………………………………
Хитрая, рыжая, пушистая (лиса)…………………………………………………………..………………………………………..
17. Предлоги
Инструкции | Ребёнок выполняет | Логопед выполняет, ребёнок показывает |
Положи руку на книгу | ||
Под книгу | ||
Около книги | ||
На зеркало | ||
Достань из-под стола | ||
Возьми со стола |
19. Слоговая структура слова
А) односложные слова (мак, дом)…………………………………………………………………….…………………………….
В) трёхсложные слова (лопата, комната)…………………………………………………….…………………………………….
Д) четырёх - пятисложные слова (велосипед, колокольчик)……………………………..……………………………………….
Вывод………………………………………………………………………………...……………………………………………….
Речевой диагноз…………………………………………………………………………………………… ……………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Говорю правильно"
Программа дополнительного образования "Говорю правильно" расчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет, направлена на развитие различных сторон речи...

Образовательная программа дополнительного образования "Учимся правильно говорить"(5-6лет)
Материал по планированию работы учителя- логопеда в рамках дополнительного образования. Возраст детей 5-6 лет....

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно"(речевое направление )для детей 4-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...

Программа дополнительного образования по формированию правильного звукопроизношения в рамках кружка "Занятия с логопедом"
Данная программа является дополнительным образовательным кружком для детей не посещающих специализированную группу....

Отчёт по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы «Говорим правильно»
Отчет по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы "Говорим правильно"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» и аннотация к программе...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...