Выступление на педагогическом совете: "Театрализованная деятельность в системе обучения детей в ДОУ"
консультация

Павлова Людмила Вячеславовна

Театрализованная деятельность в ДОУ. Ключевые моменты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Театрализованная деятельность в системе воспитания и обучения детей в ДОУ»

Подготовила воспитатель - Павлова Людмила Вячеславовна

Театр — наиболее доступный вид искусства для дошкольников. Почему же это так? Дело в том, один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Кроме того, мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Театрализованная деятельность  развивает художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствует нравственному воспитанию детей.  В ней взаимосвязаны  между собой актерское мастерство, музыка и танец, в общем, созданы все условия для  раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы также решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях:

1. При включении в театрализованную деятельность совершенствуется речь, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

2. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

3. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей, знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, обрядами, традициями; совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление.

4. Театрализованная деятельность формирует и опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

5. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

В организации театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста  широко используются следующие методические приемы работы:

• Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

• Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

• Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

• Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

• Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

• Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и другие).

• Проигрывание отрывков из сказок, передающих различные черты характеров героев сказки.

• Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей).

• Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»).

• Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и другие).

Представленные методические приемы позволяют формировать между детьми партнерские отношения, помогают осваивать новые умения и навыки, развивают внимание, память и творческое воображение, что способствует  развитию личности ребенка в целом.

Виды театрализованной деятельности:

Согласно требованиям (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

  • фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
  • магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
  • театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

  • бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
  • магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
  • из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

  • картона, вырезанного в форме конуса;
  • ткани;
  • шариков для тенниса;
  • пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
  • спичечных коробков и пр.

Верховой театр

Существует несколько типов верхового театра:

  • тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
  • театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

Театр живых кукол

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:

  • пересказать сказку;
  • разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

  • масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
  • платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
  • театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

Костюмированные представления

Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии.

Особенности организации театрализованной деятельности в возрастных группах ДОУ:

1. В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности. Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто «Игрушки» и др. После этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры. Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

2. В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Дети учатся выражать свое отношение к происходящему, у них развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально – игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем». В возрасте пяти лет дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.

3. В старшей группе совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Ребенку становятся доступным самостоятельные постановки мини – спектаклей. Дети знакомятся с театром марионеток, тростевыми куклами. Ставится задача – научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях. Артистические способности улучшаются от выступления к выступлению.
      4. В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6-7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Таким образом, театрализованная деятельность не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя и услышать первые в своей жизни аплодисменты!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете«Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе»

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, не ограниченными условностями взрослого мира.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18491279","attri...

Выступление на педагогическом совете: «Театрализованные представления и викторины в младшей и средней группе по мотивам русских народных сказок»

В. А. Сухомлинский:«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».Приобщение детей...

Педагогический совет "Театрализованная деятельность в ДОУ с учетом ФГОС ДО"

quot;Через сказку, фантазию, игру - через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка"...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Национальная система учительского роста».

О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. П...

«Театрализованная деятельность в системе обучения детей старшего дошкольного возраста»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка...

Выступление на педагогическом совете №2 "Применение индивидуального подхода к детям при обучении и воспитании,и его значимость".

Индивидуальный подход является активным,формирующим,развивающим принципом обучения и являетсяглавным принципом педагогики.Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер,но существуют ...