«Использование технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников»
проект

Александра Легконогих

Ребенок воспитывается разными  случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
           В. Ф.Одоевский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_elochka_triz.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников» Подготовила воспитатель: Легконогих А. В.

Слайд 2

Проект: «Сохраним елочку» (с использованием методов и приемов технологии ТРИЗ)

Слайд 3

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф.Одоевский

Слайд 4

Актуальность проблемы: Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. В основе данной творческо - познавательной деятельности дошкольников лежит жажда познания, любознательность. С наступлением Нового Года главным деревом праздника является, конечно же, елка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение. Но каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? Мы задумались, а могут ли дети, используя методы и приемы технологии ТРИЗ помочь лесным красавицам, изменить ситуацию?

Слайд 5

Проблема В Новый год принято украшать дома, общественные места живыми елями, но это наносит вред лесам. Мы видим налицо противоречие: нам необходимо научить детей, используя методы и приемы технологии ТРИЗ жить в мире, которого не знаем сами.

Слайд 6

Концептуальные основы педагогической технологии ТРИЗ Концептуальную основу педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, составляют - Теоретические положения автора данной технологии Г.С. Альтшуллера : Теория ТРИЗ - катализатор творческого решения проблем. Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Творчеству, как любой деятельности, можно учиться. Необходимо включить доступные детям типы проблем, характерные для данной разных сфер науки или практики и научить применять алгоритмы при их решении.

Слайд 7

Цель проекта: Посредством методов и приемов технологии ТРИЗ привлечь внимание дошкольников, их родителей, к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников и сформировать актуальную позицию по вопросам защиты окружающей среды.

Слайд 8

Программные задачи: - учить детей применять знания о различных хвойных и лиственных деревьев, о свойствах хвойных растений; - закреплять умение устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями ( метод – противоречие ТРИЗ); - формировать основы экологической, проектной культуры и культуры безопасности; - обогащать опыт отражения знаний, впечатлений на основе методов и приемов ТРИЗ в различных видах деятельности (в игровой, изобразительной (рисование, конструирование, лепка), трудовой и др.); - развивать, используя методы и приемы ТРИЗ любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира, творческие способности детей, изобразительные, артистические, двигательные умения, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы; - способствовать развитию взаимоотношений детей, родителей и детского сада.

Слайд 9

Паспорт проекта: Название проекта «Сохраним елочку» Вид проекта . Долгосрочный групповой, комплексный, познавательно-творческий проект для детей 5 - 6 лет. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Цель работы детей в рамках проекта: используя методы и приемы ТРИЗ, н айти способ сохранения лесов. Сроки реализации : декабрь. Итоговое мероприятие . Познавательно-исследовательская деятельность с элементами ТРИЗ и представлением детско-родительских работ

Слайд 10

Ожидаемый результат: Приемы и методы ТРИЗ сформируют у детей активную позицию по вопросам защиты окружающей среды, умения находить способы решения экологических проблем, разовьют у детей дошкольного возраста изобретательную смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. В результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимется чувство скованности, застенчивости, постепенно разовьется логика мышления. Ребёнок, владеющий элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причём нестандартно, неординарно. Процесс реализации проекта даст возможность приобрести интерес у родителей к сохранности елей и укрепить плодотворную связь «Родители – дети – педагог».

Слайд 11

Этапы реализации проекта. Подготовительный этап: Действия детей Выбор темы: прочитав произведение А. Сожан «Сказка про елочку, которую не срубили», у детей возник вопрос: «Как сохранить ели и создать праздник дома и в детском саду?»

Слайд 12

Действия педагогов -познавательные рассказы о хвойных растениях, их строении и пользе. -цикл бесед о лесе: « Что растет в лесу?», « С кем «дружит» ель?»; -просмотр мультфильмов « Лунтик встречает Новый год», «Зима в Простоквашино ». Создание проблемной ситуации «Как помочь елочке» (метод ТРИЗ - МШ); -обсуждение произведений Г. Х. Андерсена « Елочка», И. Токмаковой « Живи, елочка»; -подготовка дидактических игр с методами и приемами ТРИЗ: «Хорошо-плохо» по теме «Лес», «Да- нет- ка », «Фантазия», «Вопрос- ответ»; -Конструирование «Свечи», «Елочка» - дидактическая ига «Буриме» (метод ТРИЗ) придумывание стихотворений; -рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «В еловом лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосна на песке», «Ель», «Еловый лес» - сюжетно-ролевые игры: “Прогулки в лес”, “Отдых в лесу” -придумывание фантастических историй о новогоднем дереве ( типовые приёмы фантазирования ТРИЗ ).

Слайд 13

Действия родителей экскурсии в природу, цикл наблюдений: «Ели на участке детского сада», « Кто живет на ели?», «Кто живет под елью?», «Сколько лет ели?», «Как ели «запасают» снег»; разгадывание и придумывание загадок о ели, сосне; разучивание песен о елочке; заучивание стихотворений: С. Михалкова «В снегу стояла елочка..», Т. Волгин «Лесная красавица», И. Никитин «Елка » продуктивная деятельность детей с родителями: изготовление ёлочек; рассматривание фото с изображением хвойных и лиственных деревьев;

Слайд 14

Реализация проекта в предметно-пространственной развивающей среде: Центр искусства рассматривание фотоальбома «Хвойный лес» Центр книги Организация выставки книг в группе, беседы о Новом годе, рассказывание сказок, заучивание стихотворений, беседы с использованием методов ТРИЗ «Почему грустно елочке в праздник», «Как празднуем новый год в семье», «Безопасность в праздники», ситуативный разговор «Не забудем про украшение» Центр игры: Дидактические игры «Назови дерево», «Чем помочь Деду Морозу» (метод ТРИЗ- МШ), «Разложи по порядку»; Сюжетно-ролевая игра «Семья: готовимся к празнику », настольный театр «Жила-была Елочка». Центр эксперимента: Рассматривание шишек, веточек ели, подготовка почвы для посадки

Слайд 15

Основной этап Проведение различных мероприятий посредством методов и приемов технологии ТРИЗ с детьми, родителями воспитанников, осуществлением педагогами ДОУ совместной с детьми познавательно – исследовательской, игровой, трудовой, изобразительной, музыкально- художественной деятельности в соответствии с планом:

Слайд 16

Придумывание фантазийного рассказа «История одной елочки».

Слайд 17

Д/и «Хорошо-плохо», «Да-нет-ка»

Слайд 18

Театрализация зимней сказки «Защитим елочку»

Слайд 19

Рисование «Берегите лес»

Слайд 20

Беседа на тему: «Как сохранить ель»

Слайд 21

Детская лаборатория: «Чем пахнут хвоинки ?», «Как устроены шишки ?»

Слайд 22

Конструирование «Елочка из салфетки»

Слайд 23

Сюжетно-ролевая игра : «Готовимся к празднику»

Слайд 24

Развлечение «Новогодний утренник»

Слайд 25

Участвуем в конкурсе «Самая нарядная ель»

Слайд 26

Конструирование «Безопасные свечи»

Слайд 27

Дидактическая игра «Составь слово»

Слайд 28

Заключительный этап Выставка поделок «Елочка своими руками»

Слайд 29

Вывод: Благодаря использованию технологии ТРИЗ мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Проект помог ответить на вопросы: Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? Речевая и общая инициатива ТРИЗ дала детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартность мыслей, развитие таких нравственных качеств, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Дети научились видеть в каждом предмете пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать!

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...

Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Мастер класс направлен на формирование представлений  педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей

Суть деятельностного подхода заключается в том, что мы не просто объясняем новое знание, а создаем условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя – это основа ФГОС дошкол...

Использование технологии ТРИЗ- в речевом развитии дошкольников 5 года жизни

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия - все это формируется у р...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых соб...