Консультация для педагогов «Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
статья

Матюшина Наталья Сергеевна

Консультация для педагогов

«Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» в рамках педагогического совета «Современные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

  Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Именно с дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны и одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, используются новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи.

В новых стандартах образования речь идет о важности и необходимости использования новых педагогических технологий. Инновации в педагогической деятельности, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение уже существующих педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» в рамках педагогического совета «Современные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

  Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Именно с дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны и одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, используются новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи.

В новых стандартах образования речь идет о важности и необходимости использования новых педагогических технологий. Инновации в педагогической деятельности, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение уже существующих педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.

Существуют следующие   инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников:

1. Квест-игры;

2. Web–квесты;

3. Технология создания мультфильмом (флеш – анимация);

4. ИКТ технология;

5. Технология проектной деятельности;

6. Технология мини-музеев;

7. Технология тематических акций.

8. Концертная деятельность.

Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде, способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Каждый квест предполагает целенаправленную поисковую деятельность, а веб-квест – еще и с использованием ресурсов сети Интернет. Мы можем долго спорить о положительных и отрицательных моментах замены физических передвижений виртуальными. Однако, разработанный веб-квест позволяет педагогу использовать его для разных групп без дополнительных энергозатрат в любое время года и в любом месте. Ребенок может также проходить его дома самостоятельно или при помощи взрослых (здесь мы вовлекаем  родителей в образовательный процесс). Веб-квест предполагает не физическое перемещение в пространстве при выполнении задания, а виртуальное.

Коротко структуру веб-квеста можно разложить на определенные составляющие:

1. Введение – краткое описание темы веб-квеста;

2. Задание – формулировка задачи и описание конечного результата;

3. Итоговое задание;

4. Обратная связь.

Технически составление веб-квеста начинается с разработки простейшего сайта, куда вы добавите внутренние и внешние гиперссылки, виджеты, заранее разработаете интерактивные дидактические упражнения (например, в сервисах learningapps.org или onlinetestpad.com). Но, как и для любого мероприятия, важен сценарий, по которому будет проходить квест.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный и многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. Смотреть анимационные фильмы любят все, а делать их еще увлекательнее. Создание мультфильма – это многогранный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др., в результате чего у дошкольников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.

Информационно-компьютерная технология.

В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма педагоги нередко активно используют ИКТ.  ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Педагогами дошкольных учреждений создаётся цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников. Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формулируется тема о родном крае и родном городе. На занятиях проводятся беседы и викторины по данной тематике.

Педагоги могут создать мультимедийную презентацию «Путешествие в прошлое родного города», которая будет использоваться впоследствии на занятиях. Так, например, мною была организована видеоэкскурсия по самым известным памятникам города, созданы презентации на темы: «Промышленность города Кинешмы», «Кинешма-глазами художников», «Промышленность Кинешмы». В результате такой целенаправленной работы у воспитанников  формируются навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.

Использование на занятиях мультимедийного оборудования и гаджетов делает современных детей более активными. За счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий в свободной деятельности дети с удовольствием слушают песни о Родине и играют в народные игры.

Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

Использование ИКТ в дошкольном обучении необходимо и эффективно.

Технология проектной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Технология мини-музеев.

На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Также в группах детского сада создаются музейные уголки.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Тематические акции.

Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций. С помощью компьютерных технологий готовятся маршрутные листы выходного дня, памятки, буклеты для родителей, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка.

Концертная деятельность. Наши дошкольники очень любят выступать. Ежегодно мы  учавствуем в концертах и городских фестивалях, таких как «Славим Победу!», фестиваль «С любовью о Рождестве», «Русский самовар».

Таким образом, использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно-компьютерными технологиями дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

в материале представлена проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества....

Консультация для воспитателей ДОУ "Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Н...

Консультация для педагогов: "Игровые технологии в обучении и воспитании дошкольников"

В данной консультации педагоги найдут ответы на актуальные вопросы косающиеся места и роли игровых технологий в учебном процессе детей дошкольного возраста....

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...

Консультация для педагогов " Использование технологии проектирования в экологическо воспитании дошкольников"

проектный  метод в детском саду является развитием свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные н...