ВКЛАД Е.И. ТИХЕЕВОЙ
статья

Статья на тему: вклад Тихеевой в разработке дидактических материалов, как основы для развития органов чувств дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья35.57 КБ

Предварительный просмотр:

«ВКЛАД Е.И. ТИХЕЕВОЙ В РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, КАК ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Аннотация: в данной статье отмечается проблема сенсорного воспитания дошкольников. Рассмотрено влияние органов чувств на восприятие окружающего мира. Описывается вклад педагогов в истории дошкольного образования в сфере развития органов чувств дошкольников. Особое внимание уделено идеям педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой и разработкам дидактического материала, как основы для сенсорного развития дошкольника.

Ключевые слова: сенсорное развитие, восприятие, дидактическое пособие, принцип парности, природный материал.

Создание условий для успешного развития органов чувств ребенка является одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования. Сенсорный опыт становится источником познания мира.

Влияние органов чувств на развитие

С рождения ребенок познает окружающий мир благодаря органам чувств. В первые недели жизни формируются зрительный и слуховые аппараты. С помощью восприятия малыш исследует предметы и знакомится с пространством. Результатом переработки образов восприятия является другие психические функции, такие как: запоминание, мышление и воображение. Поэтому то, как ребенок воспринимает окружающую его среду, зависит его будущее развитие. Восприятие — это отражение реальности в подсознании ребенка, умение различать и усваивать особенности окружающего мира.

Самая простая психическая функция - ощущение. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. [1]

Ощущение - это основной источник получения информации об окружающем мире. Этот процесс можно представить, как множество каналов, идущих от органов чувств человека к мозгу. В момент восприятия органами чувств, полученная информация передвигается по каналам и усваивается в сознании человека, что дает возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. [2] Если бы эти каналы не функционировали и не передавали в мозг человека нужную информацию, о сознательной жизни не могло быть и речи. Человек, у которого нет доступа к получению информации с помощью ощущения, впадает в сонное состояние. Такое может произойти, когда человек по определенным причинам внезапно лишается источников обоняния, зрения, слуха, или его сознательные ощущения ограничиваются патологическим процессом

Сенсорное развитие детей в педагогике

Затронули тематику сенсорного развития множество отечественных педагогов, такие как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др. По их мнению, сенсорное развитие одна из главных сторон дошкольного воспитания, которая успешно повлияет на развитие ребенка. [3]

В их трудах были разработаны дидактические пособия, которые положительно влияли на сенсорное развитие ребенка, а также выдвинуты условия организации пространства, которые будут служить помощником в восприятии окружающего мира и сделают этот процесс более простым для ребенка.

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) – талантливый отечественный педагог, она активно участвовала в разработке теории дошкольного образования, творчески подошла к исследованиям педагогического наследия. Начала заниматься дошкольным образованием с 1907 года и внесла большой вклад в его развитие. Тихеева считала, что залогом успеха в развитии ребенка является игровая деятельность, ведь именно она приносят детям спектр положительных эмоций и удовольствие.

Идеи Елизаветы Ивановны Тихеевой

По мнению Елизаветы Ивановны Тихеевой, предметно – пространственная среда может стать богатейшим источником во всех сферах развития ребенка. Именно поэтому нужно уделять большое внимание образовательному материалу. В развитии органов чувств ребенка особое место выделялось зрению и слуху. [4]

Благодаря ней в детских садах появились природные уголки, которые отличаются друг от друга в зависимости от возрастной группы. Она считала, что важно приблизить ребенка к природе, поэтому объекты природы должны заполнять не одну точку детского сада, а разбросаны по всему учреждению.

Также, по ее мнению, ребенка необходимо приобщить к бытовой культуре, именно поэтому необходимо создавать специальные «производственные» уголки: кухней, уголками домоводства и столярного, прачечного, швейного, строительного. Действуя в этих уголках, ребенок находится в воображаемом поле, хотя совершает реальные трудовые действия и накапливает полноценный практический опыт. В этом состоит сущность уникального метода Е. И. Тихеевой — метода синтеза игры и труда.

Во время наблюдения на участке и в помещении детского сада большое значение имеет задействование органов чувств.

Е. И. Тихеева считала, что «необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений...» [5]

Большая заслуга Е. И. Тихеевой состоит в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания. в частности проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Учитывая научные достижения своего времени и обобщив лучший опыт дошкольного воспитания, Е. И. Тихеева разработала: методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста; методику проведения программных организованных занятий, подготавливающим детей к поступлению в школу; систему Оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.

Дидактические материалы по Е.А. Тихеевой

Тихеева разработала свою систему дидактических материалов, основанных на принципе парности.

Принцип парности заключается в сопоставлении предметов разнообразных категорий, знакомых детям: игрушки, природные материалы.

Прослеживается принцип парности в таких дидактических играх как: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей.

Игровая задача «парных картинок» состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. Такой метод хорошо подходит для младших дошкольников.

Лото также строится по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера.

Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

Так как главной идеей Тихеевой было приобщение детей к природе, она разработала природный дидактический материал, такой как деревянные формы и игрушки. Игрушки из дерева имеют много положительных качеств. Натуральный материал обладает природной энергетикой, теплом и особенной фактурой поверхности изделия. Игрушки из дерева обладают минимализмом и простотой, что позволяет творчески развивать малыша, давая ему полную свободу в полете фантазий. Помимо этого, деревянные игрушки имеют ряд положительных особенностей:

  • Экологичность
  • Долговечность
  • Простота в уходе
  • Натуральность
  • Реальность

Разнообразие деревянных пособий велико: погремушки, рамки-вкладыши, пазлы, сортеры, каталочки, стучалочки, пирамидки, шнуровки, лабиринты, кубики, конструкторы и др.

Подобранный Тихеевой в определенной системе дидактический материал и разработанная ею методика его использования в свое время явились ценным вкладом в русскую дошкольную педагогику. Одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста Тихеева считала эстетическое воспитание, тесно связанное с умственным и нравственным воспитанием. Дети должны рисовать, лепить, петь. Надо сделать так, чтобы в детском саду мог развиваться вкус детей на доступных их пониманию лучших образцах музыки, живописи, пластики, художественного слова. Картины, иллюстрации в детских книжках, простая выразительная, мелодичная и ритмичная песня, выразительно прочитанная сказка или стихотворение, образный рассказ, красота природы, с которой детей следует знакомить, — вот те пути и средства, которые Тихеева предлагала использовать для эстетического воспитания детей. Она указывала также, что соблюдение во всем порядка, чистоты, приучение детей к поддержанию этого порядка входят в число тех приемов, без которых эстетическое воспитание немыслимо.

Влияние дидактических игр на развитие органов чувств ребенка

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности отличительная особенность дидактических игр. [6]

Применение методов в современном дошкольном образовании

В современном образовании было отмечено активное использование методов, разработанных Тихеевой Е.И.

Обязательным условием в предметно-пространственной среде группы является природный уголок, с особенностями, характерными каждой возрастной группе.

Детей привлекают к трудовой деятельности на прогулке и в помещении детского сада, прививают любовь к природе. Также в свободной деятельности для детей организованны бытовые уголки, к которым они имеют свободный доступ.

Группы наполнены различным дидактическим материалом, который способствует развитию органов чувств. Особенной популярностью, как у детей, так и у воспитателей, пользуется игра «лото». Она способствует закреплению материала, а также воспитывает у детей умение договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Список литературы

  1. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 – с. 303-310.
  2. Пере-Клерман, А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с фр. А.Л. Шаталова - М.: Педагогика, 1994 – 284 с.
  3. Литвин. История дошкольной педагогики [ТЕКСТ]: /Под ред. Литвина. – М.: Просвещение, 1989г. – С.58 – 92, 216 – 224.
  4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателя. 4-е изд. М.: Просвещение, 1972. С. 46.
  5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). С. 21.
  6. Загрудняк М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М.А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разроботка по теме "Кукла Тихеевой" 1 младшая группа

Конспект НОД для группы раннего возраста с использованием методического пособия «Кукла Е.И. Тихеевой».(является методической разработкой для группы раннего возраста Лапиной Ирины Владимировны).Цель:...

Дидактические игры по ФЭМП по Тихеевой

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДОЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ...

" Речевое воспитание детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"

В статье изложен материал- речевое воспитание дошкольников в трудах отечественного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой.Ключевые слова: речь, развитие, Е.И Тихеева....

"Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"

В данной статье изложен материал о речевом развитии детей дошкольного возраста через игру....

Идеи математического развития детей дошкольного возраста в трудах Е.И. Тихеевой

Идеи математического развития детей дошкольного возраста в трудах Е.И. Тихеевой...

Реферат Тихеева Елизавета Ивановна (1867-1943)

Реферат  Тихеева Елизавета Ивановна  (1867-1943)...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» Программа «Личный вклад педагога в совершенствование

"Не стыдно не знать, стыдно не учиться". Объяснить значение этой половицы можно так: человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое...