Использование специальных игр и упражнений для развития воображения у детей 6 - 7 лет
статья (подготовительная группа)

Колмыкова Светлана Владимировна

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Статья содержит информацию о способах развития воображения у детей 6-7 лет, перечень игр, которые могут быть использованы воспитателем в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование специальных игр и упражнений для развития воображения у детей 6 - 7 лет

Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети живут в двух мирах. Воображаемый мир ребенка – это мир сказок, грез, собственных образов и историй; в нем живут разные персонажи, разыгрываются необыкновенные события, где сам «автор» нередко выступает в роли героя.

 Через фантазию и игру ребенок осваивает мир взрослых, со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Способы развития воображения у детей дошкольного возраста:

Все виды творческих занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите придумать и нарисовать несуществующий вид транспорта или необычный дом и дополнить рисунок дополнительными деталями из пластилина, которых не хватает в рисунке.

Сказки являются великолепным средством для развития фантазии малыша. Можно прочитать сказку до определённого эпизода, а затем предложить ребёнку придумать её окончание. Попробуйте для ребёнка сочинить сказку и нарисовать иллюстрацию к ней .

Дидактические игры. Примеры игр: «Ассоциации» – ребёнок ассоциирует себя с любым живым существом и объясняет, почему именно выбранное животное или птица заинтересовало его; «Несуществующее животное» – нарисовать то, что не существует, например, несуществующее животное, растение. Пусть малыш придумает ему имя и расскажет о нем историю; «Волшебная история» – сочинение истории о трёх предметах, которые не связаны между собой, например: кукла, дом, лес; «Дорисованные фигуры» – дорисовать, например, круг, квадрат, треугольник. После того, как малыш дорисует, можно его спросить, что у него получилось. На листе бумаге капните краской кляксу и предложить ребёнку придумать образ кляксы.

Чтение книг. Предлагать подумать, что бы сделал ребенок, если бы он попал в заколдованный лес или на необитаемый остров. Каких животных он мог бы там встретить, какие фрукты и овощи там могли расти.

Игры с песком помогают развитию творческого воображения и заключаются в самостоятельном создании новых образов.

Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера.

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Но прежде чем перейти к описанию игр и упражнений на развитие воображения, надо сначала несколько слов сказать о памяти, т.к. она тесно взаимосвязана с другими психическими функциями человека - вниманием, воображением, мышлением, если не сказать, что память является их основой. Именно память обеспечивает целостность личности и ее развитие.

Игра " Узнай предмет"

Для развития ребенка очень важна тактильная память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что эта за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции: узнавание и запоминание.

Игра “ Делай как я“

Игра развивает двигательную память. На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны и т.п., а потом просит малыша повторить эти же движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их.

Игра " Письмо"

Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное письмо. Например, пусть ребенок напишет своему другу " пойдем вечером играть в футбол ". А можно просто попросить детей написать друг другу письма - рисунки, а потом проверить поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.

Игра " Пантомима"

Попросите ребенка изобразить жестами , мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машина, чайник) или какое-либо действие (умывание, плавание и т. д.). Если с первого раза не получится , покажите сами как это нужно делать.

Игры - путешествия

Они включают в себя разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи и поют песни. Дети при этом не утомляются, т.к. деятельность их разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Игры - путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, т.к. допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей.

Этюды

Они дают взрослым представление как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие - нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры - беседы

Они спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребята перевоплощаются в живое или не живое существо, в образе которого поможет решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать.

Игры - импровизации

Можно использовать на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные и хореографические. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером воображаемого объекта, действия. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя творческую индивидуальность.

Взрослый обязательно должен объяснить суть каждого задания, поощрять нестандартные и интересные решения.  Очень важно, чтобы взрослый был доброжелателен и терпелив к ответам ребенка, чтобы сумел спокойно принять и такие варианты решений, которые на первый взгляд покажутся ему недостаточными, глупыми или даже невероятными. Главное условие успешности работы - это умение и желание ведущего играть с детьми. Обычно занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей. С дошкольниками 6 - 7 лет занятия можно проводить 25 - 30 минут.

Но для того, чтобы работа с детьми по развитию воображения была действительно эффективной одних занятий в группе мало. Можно и нужно использовать другие варианты работы. Например:

- Работа с родителями.

-Распространение профессионально - педагогического опыта по развитию воображения в педагогической среде.

Для такого вида работы подойдут педагогические советы и семинары. Воспитатель может разрабатывать свои методические пособия по заданной теме, а также писать статьи.

Еще необходимо сказать о том, что воспитатель для ребенка - это чаще всего человек, с которого хочется брать пример, образец нравственности, доброты и понимания. Поэтому от того какие личностные качества преобладают у педагога, во многом зависит результат обучения детей и взаимодействие с родителями.

Литература:

1. Алябьева Е.А. “Психогимнастика в детском саду”. Москва, 2003 г.

2. Воронова В.Я. “Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада”. Москва, 1981 г.

3. Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте”. Санкт-Петербург, 1997 г.

4. Дьюи Д.” Психология и педагогика мышления”. Москва, 1997 г.

5. Зяблицева М.А. “Развитие памяти и воображения у детей”. Ростов-на-Дону, 2005 г.

6. Хухлаева О.В. “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки”. Москва, 2003 г.

7. Чередникова Т.В. “Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов”. Санкт-Петербург, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование дидактических игр и упражнений в развитии образной речи детей".

Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством решения задач развития образной речи....

Использование специальных игр и упражнений для развития воображения у детей 6 - 7 лет

Для развития ребенка очень важна тактильная память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку разли...

Использование специальных игр и упражнений для развития воображения у детей 6 - 7 лет

Для развития ребенка очень важна тактильная память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку разли...

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»...

Упражнения на развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой...

Картотека игр и упражнений на развитие воображения у детей дошкольного возраста

Картотека игр на воображение.Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений...